ПОКА СЕМЬЯ КАЧАЕТ ПРАВА

В мае исполнится год, как ушел из жизни народный художник России Алексей Либеров, один из тех, кто при жизни составил славу омской земли

Речь о судьбе наследия певца сибирской природы, как называют Алексея Либерова, неожиданным образом зашла на заседании городской топонимической комиссии с участием членов Общества коренных омичей (ОКО) после того, как главный архитектор Омска Альберт Каримов вынес на обсуждение предложения семьи Либерова. В письме мэру Омска Евгению Белову жена, сын, внук художника высказали пожелания, чтобы именем Либерова были названы сквер у драмтеатра, где он ежедневно проходил, набережная Иртыша или какая-либо из омских улиц, а также педагогический университет, где он преподавал многие годы. На основе мастерских в Доме художника, где работал Алексей Николаевич, по мнению его близких, следовало бы открыть мемориальную мастерскую с последующим преобразованием в музей. И тут у членов комиссии возник вопрос: а как же Либеров-центр? Ведь это и есть не музей, конечно, но живой, действующий храм искусства, увековечивший имя замечательного омича. Как пояснила комиссии директор Либеров-центра Нелли Курупа, отношения между центром и семьей художника после его кончины складываются непросто. Возможно, все дело в том, что семь лет назад, когда под Либеров-центр было передано старинное здание напротив драмтеатра, супруга Алексея Николаевича полагала, что в нем поселится семья, а со временем будет создан музей. Красноречивый факт — все 15 работ мастера, которые находятся в Либеров-центре, куплены за счет администрации самого музея. Совсем недавно, к примеру, областная администрация приобрела у семьи для центра четыре работы Либерова на сумму 250 тысяч рублей.

Ситуацию вокруг двух мастерских в Доме художника, где работал Алексей Николаевич, прояснил член правления Омской организации Союза художников Георгий Катилло.

— Уже десять месяцев мастерские стоят закрытыми, — сказал Катилло. — Мы не раз приглашали супругу Алексея Николаевича Александру Ивановну, чтобы обсудить их дальнейшую судьбу. Дело в том, что обе мастерские расположены на верхнем этаже Дома художника и неоднократно заливались водой. Хранить картины в таких условиях по меньшей мере небезопасно для них.

Как заметила заведующая отделом музея имени Врубеля Людмила Богомолова, пастель — техника, в которой работал все последние десятилетия Алексей Либеров, -без соблюдения определенных условий хранения осыпается. Семья художника имеет возможность передать картины Алексея Николаевича хоть в Либеров-центр, хоть в музей имени Врубеля, где за их хранением будут следить специалисты, где, в конце концов, есть и пожарная сигнализация. Могла бы, но не делает этого.

Есть и другой аспект — у целого ряда членов Союза художников нет своих мастерских, и они почли бы за честь работать там, где творил замечательный мастер. И действительно — какой резон открывать мемориальные мастерские в Доме художника, если есть Либеров-центр, где логично было бы создать мемориальную комнату с личными вещами Алексея Николаевича? Но некоторые личные вещи народного художника Либерова прошлым летом его семья выставила на аукцион…

Нет сомнений, память художника, почетного гражданина Омска, должна быть увековечена мемориальными досками на доме, где он прожил 65 лет, Доме художника, где работал.

Что касается переименования Иртышской набережной, присвоения имени художника скверу, улице, педагогическому университету, то тут члены комиссии и общества коренных омичей решили не форсировать события. Как заметил Альберт Каримов, мы уже прошли период, когда в радиусе ста метров стояло по три памятника вождю. А вот идея установить бюст художника рядом с Либеров-центром понравилась всем.

Права семьи на наследие мастера никто не оспаривает. Но когда среди многочисленных чисто практических просьб в адрес мэра семья просит еще и посодействовать в поисках покупателей на несколько работ мэтра, становится обидно за художника, которого многие в Омске знали лично и искренне любили.

— Если бы Алексей Николаевич услышал, чего хотят его близкие, он бы сам от всего этого отказался, — сказал старейший член общества коренных омичей Всеволод Семенович Цыбин, близко знавший художника.