«КAK ВЫ ЛОДКУ НАЗОВЕТЕ…»
Как только не называли в различных СМИ прошедшие выборы. Эпитетов была масса, но не было среди них ни одного, который носил бы по отношению к выборам хоть сколько-нибудь позитивный характер. Называли их бессовестными — после отмены ЗС порогового процента принявших участие в выборах. Отсюда же пошло и другое определение выборов — ленивые, поскольку и один -единственный голос на избирательном участке было решено считать достаточным для признания выборов состоявшимися.
Называли их и малобюджетными. нищими выборами, имея в виду босяцкие деньги избирательных фондов, определенных избиркомом. и высокую стоимость политрекламы в омских СМИ. У кандидатов просто не хватало средств на нормальную и доступную агитацию. Они были вынуждены разорять свои избирательные фонды на «телевизор» и на работу с местными КТОСами по решению их коммунальных проблем. Эта характерная деталь, тоже не ускользнувшая от журналистов, дала выборам еще одно определение -коммунальные. Электорату оказалась важнее не политическая направленность деятельности кандидата, а его способность решать конкретные дела — такие, как замена протекшего бачка и ремонт крыши. Продажными, с точки зрения определенных политических сил, выборы называли всегда. И в этот раз без обвинений в продажности всех и вся, включая, естественно, СМИ, не обошлось.
Дискуссионными их тоже называли, но выборы по своей сути дискуссионные. Поспорить за политику мужики российские любят, особенно под пиво или водочку. Дискутировали омичи и на этих выборах, но только с гораздо меньшим желанием, чем, к примеру, десять и даже пять лет назад. Пропали запал игры в демократию и интерес к политбаталиям с мордобоем и демонстрацией грязного белья соперников? Очень может быть. По крайней мере, больше трети всех принявших участие в выборах омичей проголосовали против всех — ПРОТИВные выборы. А еще две трети всех избирателей в том же Омске вообще на выборы не пошли, т. е. проголосовали ногами — ОТКАЗные выборы.
Политолог, профессор ОмГАУ Сергей Новиков, победивший на выборах в депутаты ЗС Омской области (КПРФ), назвал выборы-2002 ПРОТЕСТными, ибо в большинстве своем омичи голосовали не ЗА кого-то, а ПРОТИВ кого-то. Беда такого протестного голосования заключается в том, что человек отдает свой голос кому угодно, но лишь бы не тому кандидату, который ему не нравится. Видимо, этим и можно объяснить чисто омский феномен — провал КПРФ на выборах в ЗС Омской области и победу той же партии на выборах в горсовет. Ведь даже коммунисты не ожидали, что их кандидат, обрубщик литья Геннадий Матвеев, сможет победить на выборах главу Октябрьского округа Анатолия Адабира. Не ожидали они победы и от своего кандидата Леонида Михайленко, работающего в ЧП инженером по снабжению и свалившего на выборах опытнейшего политика, председателя горсовета Константина Подосинникова. Впрочем, не ожидали они и поражения своих «непотопляемых» депутатов ЗС — Александра Безденежных и Владимира Дорохина.
С последним обстоятельством Омский обком КПРФ мириться не желает, а посему активно оспаривает результаты выборов в суде. Имеет право.
НЕ ПЕНЯЙТЕ НА ЗЕРКАЛО
Искать в результатах прошедших выборов какой-то логики, закономерности или общего алгоритма не представляется возможным. Одни и те же люди сначала отдали свои голоса людям дела (т. н. партии власти), идущим в ЗС, а потом — людям слова (КПРФ), стремящимся в горсовет. По мнению директора ГЭПИ-Центра-II Вадима Дрягина, голосуя практически интуитивно, омичи просто старались уравновесить две главные силы — тех, кто «за» губернатора (промышленники, предприниматели, крупные хозяйственники, управленцы), и тех, кто «против» него (КПРФ). О каком-то влиянии на умы избирателей менее массовых, но не менее амбициозных партий -«Яблоко», «СПС» и «ЛДПР» — речи не шло вообще. Они оказались в силу своих скромных финансовых, административных, а главное — кадровых ресурсов практически не готовы к нынешним выборам. Как сказал Николай Ефимкин. лидер омского СПС: «Я шел на выборы только затем, чтобы люди узнали побольше о Союзе правых сил». В принципе, это понятно. Непонятно другое: почему Александр Третьяков, президент Омского Союза предпринимателей и достаточно видная фигура в омском СПС, от членства в партии на время выборов отказался и пошел на выборы без всякой поддержки «правых»? Что, впрочем, не помешало ему эти выборы выиграть. Непонятно и аморфное отношение к выборам такой могучей партии, как «Единая Россия» (альянс движений «Единство», «Отечество», «Вся Россия»), Центристы тоже оказались неготовыми? Так что же теперь пенять на областные власти, что они провели в ЗС своих, угодных им людей? Кроме них, противостоять КПРФ оказалось просто некому. Вот это обстоятельство и определило результаты голосования — ни вашим, ни нашим, и полной победы не оказалось ни у тех (партия власти), ни у других (КПРФ). И, похоже, всех это устроило.
ХИТРЫЕ ШЕЛЬМЫ
Не было на нынешних выборах и оголтелой грязной игры — око за око, зуб за зуб. Никто не сливал регулярно компромат на соперников, никто не поливал друг друга грязью с телеэкранов… А то, что случилось за три дня до начала выборов, когда появились листовки, порочащие честь кандидатов, можно считать жалкой и неудавшейся попыткой сорвать выборы перед самым голосованием. Да, кандидаты во время предвыборной кампании встречались с разного рода нарушениями. нечестной игрой, но поймать за руку так никого и не удалось. Тот же самый административный ресурс. Не нравится кандидат, закрой ему каналы общения с избирателями, прикажи, кому надо, на порог его к себе не пускать. Или то же скандальное проявление «настенной любви» к известному певцу с нетрадиционной сексуальной ориентацией, где упоминалась только фамилия, а то, что подумают избиратели об однофамильце-кандидате, никого не волновало. Были и поздравления по радио одной кандидатки с заказом песни «Люби меня по-французски»… Кого-то из кандидатов силой выдворяли из зала, чьих-то доверенных лиц просто вышвыривали из офисов кандидатов-соперников… И так далее, и тому подобное. Но ни одного документально зафиксированного нарушения избирательного законодательства так и не удалось обнаружить и ни один автор этих грязных делишек за них не ответил. Не пойман — не вор. Отсюда вывод: тем, кто обязан следить за соблюдением законности, очень не хотелось портить общую радужную картину негативными показателями. Сказано же было г-ном Кушнаревым: «Каких-либо серьезных нарушений обнаружено не было». Значит, все. Сушите весла. А судиться на эту тему можно сколько угодно, хоть до следующих выборов.
«ЧТО ЖЕ ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ? СЛЕДУЕТ ЖИТЬ!»
Помня нешуточное противостояние городских и областных властей при администрации Валерия Рощупкина и «красного» горсовета, само собой, напрашивается вопрос: а не повторится ли все это вновь? Не нажили ли омичи своим протестным голосованием головную боль на все предстоящие пять лет? Что ж, очень даже может быть. Ведь впереди еще одни выборы -губернаторские. Жить спокойно губернатору коммунистический горсовет, конечно, не даст. Ну а губернатор, в свою очередь, сделает все, чтобы у горсовета было как можно меньше возможности влиять на те или иные экономические и финансовые вопросы. По крайней мере, в последнюю субботу марта в своей очередной беседе с омичами по радио Леонид Полежаев заверил всех нас, что бояться нам нечего: областная власть возьмет под контроль городские проблемы, поддержит городскую администрацию в тяжелую годину ее работы со столь одиозно настроенной представительной властью.
Что же объединило все без исключения политические силы нашего региона и саму власть в нем, так это единодушие в главном выводе прошедших выборов: необходимости формировать в обществе гражданские институты, которые помогли бы омичам выйти из анабиоза аполитичности. И это правильно. Только кому эти институты строить и, главное, на чьи средства? Вот в чем вопрос современности.