Из анонимного послания следует, что руководство ОмГТУ сократило стипендиальный фонд и вместо обещанного повышения урезало стипендии, отличники лишились причитающихся им надбавок. Естественно, мы обратились в техуниверситет за разъяснениями, а за одним связались с другими вузами, дабы изучить ситуацию в целом.
Проректор ОмГТУ Ольга Кузнецова опровергла информацию о «бесчинствах» в отношении студентов, а письмо без указания имен и фамилий расценила как анонимную клевету: мол, накануне выборов кому-то очень захотелось раздуть скандал вокруг ректора университета Николая Жилина, который претендовал на депутатский мандат. На самом деле, и это нам подтвердили в студенческом профкоме, никто стипендиальный фонд не урезал. Он, как в любом учебном заведении, расходуется строго подотчетно. Стипендии же выплачиваются в соответствии с утвержденным в вузе документом — положением и имеющимися в распоряжении средствами. Хорошистам полагается 230 рублей, отличникам — с надбавкой 287 рублей 50 копеек.
Между тем проблемы у студентов со стипендиями действительно существуют. Правда, связаны они не с волевыми решениями руководства того или иного вуза. Учебное заведение действует в рамках тех правил и средств, которые определены свыше. Так вот: в шести крупнейших вузах Омска, куда мы обратились, стипендиальный фонд по сравнению с прошлым годом остался неизменным — такова воля правительства и его министерств, являющихся учредителями образовательных учреждений. И то, что фонд этот не изменился — как раз, наоборот, плохо. Это означает, что вслед за повышением пенсий и заработков в бюджетной сфере стипендии не вырастут, хоть сие и ожидалось многими. По крайней мере, пока не вырастут.
Как к данному факту относиться, учитывая инфляцию и размер стипендии хорошиста в 230 рублей, которые нужно потратить на проездной билет (130 рэ), на общежитие для иногородних (порядка 100 рэ), покушать и выгадать на новинки научной литературы? Причем вся изумительность и парадоксальность нынешней ситуации не только в этом.
С 2002 года Правительство РФ ввело в оборот новый вид материальной поддержки студенчества — социальную стипендию. Она призвана «скрасить будни» особо нуждающихся студиозов. Сама по себе социальная «стипа», согласитесь, отрицательных эмоций не вызывает. Наоборот, еще одна степень защищенности для традиционно голодной части нашего общества лишней не будет. Тем более когда речь идет о сиротах, инвалидах I и II группы, людях, пострадавших в результате радиационных катастроф, или участниках боевых действий. Им правительство прописало соцстипендию в обязательном порядке.
Плюс вузам дано право определять и другие категории студентов для выплат стипендии. К таковым принято относить детей из неполных, многодетных, малообеспеченных семей, матерей-одиночек, молодые семьи и т.д. Если посмотреть статистику, согласно которой у нас больше половины населения находится за чертой бедности, то значение нововведения сложно переоценить. Однако заявить о социальном благе — еще не значит его воплотить…
Главная проблема, как водится, начинается с денег. А точнее — с их отсутствия. Этот случай не исключение из правил. Загвоздка в том, что продекларированные социальные стипендии, которые, кстати, могут и должны служить довеском к академическим, по решению правительства финансируются из общего студенческого котла, то бишь из стипендиального фонда. Таким образом, перед вузами возникла дилемма: как не обидеть нуждающихся студентов и сохранить систему поощрений за академическую успеваемость — выплатить малообеспеченному троечнику социальную стипендию или отдать эти деньги хорошисту вместе с отличником? Вопрос, однако.
B разъяснениях Министерства образования, к примеру, вузам рекомендуют сделать упор на обеспечение материальных благ именно малоимущим, а прилежным студентам, мол, можно выдавать стипендию лишь за «выдающиеся заслуги, активную научную, общественную, спортивную деятельность». Даже такая постановка вопроса без увеличения финансирования вряд ли способна всех удовлетворить. К тому же в медакадемии нам высказали опасение, что если поток справок, обеспечивающих студентам право на начисление соцстипендии, увеличится, то вполне вероятно возникновение патовых ситуаций. Примерно то же самое говорят и в техническом университете, других вузах. Денег на всех может не хватить, и придется волей-неволей кого-то обделить, поскольку стипендиальный фонд, сами понимаете, не резиновый. Потому не исключены случаи, когда быть обыкновенным хорошистом окажется уже недостаточно. Как быть?
Больше того, по имеющейся информации, у студентов прибавилось головной боли и с получением тех самых справок на соцстипендию. Особенно тяжело приходится иногородним. Допустим, молодой человек родом из северного региона, где и прожиточный минимум, и уровень зарплат не сравнимы с омскими. Однако по тамошним меркам семья не считается обеспеченной, а по-нашему выходит наоборот… Или взять приезжих из Казахстана: кто и каким образом будет пересчитывать их средний подушевой семейный доход? Непонятно.
Выпутываться из этого вороха проблем авторы «полезного» постановления предложили вузам самостоятельно. Примерно в такие же условия поставлены и учреждения среднего профессионального образования.
Вообще вся эта история — какая-то несуразность. По форме получается вроде бы все правильно, а по сути… Возьми, мальчик, рубль и ни в чем себе не отказывай…