Выступление губернатора Омской области Л.К. Полежаева на областном совещании работников АПК 27 марта 2002 года
Сколько раз мне приходилось с этой трибуны объяснять и доказывать многие истины, которые рождало время реформы в сельском хозяйстве. За все это время в спорах, в поиске взаимного понимания мы находили достойные решения, которые позволили омскому агропромышленному комплексу вернуть те позиции, которые были утрачены вначале 90-х годов. И вот новый период, новое время, новые направления активного проведения реформ в России и новая ситуация, возникающая для ее агропромышленного комплекса и, естественно, его составной части — Омской области.
Пока что ничего особо тревожного мы не видим. Мы преодолели самый сложный участок пути реформирования. И сейчас нам нужно быть готовыми к тому, что привнесут в практику новый Земельный кодекс и законы к нему, и к той ситуации, которая складывается в целом на сельскохозяйственном рынке. И поэтому я бы хотел в своем выступлении обратить ваше внимание, уважаемые товарищи, не на текущие дела, не на оценку эффективности или неэффективности деятельности наших сельскохозяйственных предприятий. Все это будет отражено в тех документах, которые мы с вами примем, и, очевидно, они послужат толчком к переоценке многими руководителями ситуации в системе эффективности хозяйствования. Я бы хотел сегодня сказать о другом. О том, что мы не измеряем килограммами, центнерами, литрами, гектарами и т. д., а попытаться ответить на те стратегические вопросы развития аграрно-промышленного комплекса области в связи с приближением ряда событий, которые в принципе изменят как существующую конфигурацию экономического пространства страны, так и возможную модель сельскохозяйственного производства и продовольственного рынка России.
И об этом я говорю не в качестве традиционной партийной директивы, а говорю как о задаче, прежде всего, для Администрации области, ответственной за процессы, идущие в отрасли.
Мне не хотелось бы сегодня обсуждать проблему целесообразности вступления России во Всемирную Торговую Организацию. На мой взгляд, на уровне высшего политического руководства страны этот вопрос уже решен, и уточняются лишь детали, нюансы данного вхождения, в той или иной степени учитывающие специфику России. Наличие любого количества условий, смягчающих вхождение нашей страны в ВТО, не исключит того факта, что Россия сразу превратится в один из самых перспективных в мире рынков сбыта сельскохозяйственной продукции. И если мы в должной мере в самые кратчайшие сроки не сумеем мобилизовать свою готовность к данному вступлению, то мы получим следующий пессимистический сценарий-разрушение отечественного сельхоз-производства в ближайшие 3-5 лет.
Вначале, не нарушая формальных соглашений о таможенных тарифах и квотах, начнется активное предложение продовольствия в различных формах гуманитарной помощи тем регионам России, в которых либо отсутствует развитая инфраструктура сельхоз-производства, либо есть напряжение в обеспечении рынка продовольствия. А как поведут себя эти регионы, — нетрудно догадаться.
В результате поставок иностранного продовольствия на российский рынок как в виде гуманитарной помощи, так и через установленные таможенные тарифы и квоты отечественный сельхозпроизводитель будет поставлен на грань выживания. Мрачным подтверждением данного сценария является проблема «куриных окорочков». Не знаю, как вам, но мне сама мысль о возможности наступления данного положения унизительна, поскольку для нашей области аграрно-промышленный комплекс есть и, надеюсь, останется ее основной отраслью. Какие задачи в этой связи я ставлю?
Во-первых, наша сила должна быть в едином понимании цели, а поэтому следует начать с организации массовой повседневной работы с населением в целом и работниками конкретных предприятий агропромышленного комплекса в частности по разъяснению того, на пороге каких реальных перемен стоит экономика страны и нашей области. При этом очень важно довести до сознания людей возможные последствия этих перемен через призму реализации конкретного социально-экономического интереса каждого, чтобы каждый из них четко представлял, что он может получить от этих перемен и что он может потерять. Главная цель всей этой разъяснительной работы должна состоять в создании соответствующего морально-психологического климата в коллективах с их мобилизацией на решение конкретных социально-экономических задач. Наличие подобной готовности у большинства жителей села во многом определит успех нашего общего дела.
Во-вторых, нам нужно провести серьезную реконструкцию существующих систем управления и организации сельскохозяйственного производства на различных уровнях его функционирования. Я думаю, прежде всего, подобную реконструкцию следует начать с систем областного и районных управлений сельского хозяйства, которые, на мой взгляд, из органов управления сельхозпроизводителей и распределителей материальных ресурсов должны стать центрами по созданию условий для ведения высокоэффективного сельскохозяйственного производства. Они должны взять на себя вопросы нормативно-правового обеспечения деятельности областного аграрно-промышленного комплекса, вопросы финансово-экономического и юридического консультирования, вопросы формирования государственного и муниципального заказов, вопросы подготовки и повышения квалификации кадров, вопросы формирования банка данных о новейших технологиях и техники, о передовом опыте зарубежных и отечественных сельхозпроизводителей. И, наконец, возможно главное -это содействие привлечению инвестиций в АПК области, а также ведение агрессивной политики по расширению рынков сбыта для омской сельхозпродукции в других субъектах Российской Федерации. На уровне конкретных сельхозпредприятий совершенствование их управления и организации, на мой взгляд, должно пойти по двум направлениям.
Первое направление. Это создание профильных и многопрофильных региональных вертикально-интегрированных компаний, действующих в сфере сельхозпроизводства, переработки, материально-технического обслуживания, сбыта и т.д.
Второе направление. Это становление и развитие в новых экономических условиях различных форм кооперации: от объединения нескольких производителей до районных и межрайонных объединений. При этом один производитель может быть одновременно членом нескольких кооперативных объединений, каждое из которых, в свою очередь, может охватывать лишь определенный сегмент сельхозпроизводства, например, машинно-технологическое обслуживание или переработку и т. д.
В-третьих, это техническое переоснащение сельхозпроизводства. Оно должно идти по следующим направлениям:
а) приобретение новой высокоэффективной сельскохозяйственной техники и оборудования;
б) рациональное использование и модернизация существующей материально-технической базы;
в) внедрение новейших информационно-технических и компьютерных технологий, я бы сказал так: «поголовная компьютеризация сельхозпроизводства»;
г) развитие регионального сельхозмашиностроения.
Безусловно, приобретение новой техники и оборудования — это вопрос, который должен решаться непосредственно сельхозпредприятиями за счет их собственных и привлеченных финансовых ресурсов. В этой связи федеральный и областной бюджеты лишь по мере возможности будут помогать. Так, например, в 2002 году для лизинга техники и оборудования по федеральному бюджету для Омской области запланирована сумма в 181 млн. рублей, а в областном бюджете выделено 86 млн. рублей на техническое перевооружение.
Здесь есть вопрос — хотим мы этого или не хотим, но остановить технический прогресс невозможно, а посему внедрение высокоэффективной техники всегда приводит к высвобождению рабочей силы. Здесь нужно не сопротивляться, а искать каналы перераспределения и трудоустройства наших людей. В этом смысле пример с «Кейсами» более чем нагляден.
Основной же упор в закупке новой техники нужно сделать на приобретении зерноуборочных комбайнов, кормоуборочной техники.
Необходимо особое внимание обратить на вопрос внедрения в сельхозпроизводство новейших информационно-технических и компьютерных технологий. Без решения этого вопроса, я убежден, техническое переоснащение сельхозпроизводства невозможно, поскольку без этого не будет ни автоматизации производства, ни единой системы управления. Кроме этого, внедрение компьютерных технологий сделает социально привлекательным сельскохозяйственный труд для молодежи, а это уже вопрос нашего будущего.
Относительно создания базы регионального сельхозмашиностроения. С приобретением в областную собственность Сибзавода, я думаю, мы сделаем его Центром по обеспечению сельхозтоваропроизводителей машинами и оборудованием для села, с привлечением КБ и науки, ремонтно-технических предприятий, баз снабжения.
В-четвертых это решение кадровой проблемы на уровне современных требований развития сельхозпроизводства. На мой взгляд, это самая сложная из стратегических проблем АПК. Каким мне видится решение данной проблемы?
1) Развертывание в сельской местности, начиная уже с 2002 года, крупномасштабной программы жилищного строительства, для чего, собственно, и создано Агентство жилищного строительства Омской области. В бюджете этого года предусмотрены сотни миллионов рублей, которые будут направлены на решение этой проблемы.
2) Продолжение и углубление нашей социальной политики, связанной с дальнейшей газификацией и водоснабжением сел, деревень, рабочих поселков. В бюджете нынешнего года на эти цели также предусмотрены многомиллионные ассигнования.
3) Повышение заработной платы и оплаты труда. Что касается бюджетников на селе, то здесь положение более менее нормальное. Конечно, хотелось бы иметь больше, но сегодня мы живем по бюджету. Относительно оплаты других категорий работников. Вам известно, что я взял под свой личный контроль вопросы заработной платы и оплаты труда. Начиная с сентября 2001 года, мы ведем интенсивную работу в городе Омске. Я думаю, что через месяц-другой соответствующая межведомственная комиссия обратит свое пристальное внимание на решение указанных проблем в сельской местности.
4) Повышение уровня и качества образования в сельских школах. Дети, получившие образование в сельской местности, должны быть конкурентоспособными на рынке получения среднего специального и высшего образования. Например, в бюджете прошлого и нынешнего годов предусматривались и предусмотрены десятки миллионов рублей на компьютеризацию школ сельской местности. У нас достаточно высокий уровень среднего специального и высшего сельскохозяйственного образования, но следует развивать систему краткосрочных учебных курсов по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров с их максимальным приближением непосредственно к производству.
5) Жизнь на селе должна быть насыщена многообразными культурными, спортивными и иными формами массового общения. Но здесь, в решающей степени, эти проблемы должны решать сами граждане, руководители предприятий и соответствующие органы муниципальных образований.
6) И еще очень важное обстоятельство — нам всем нужно учиться жить по средствам. Наше отношение к потреблению электроэнергии, тепла, воды, к использованию стройматериалов, хранению сельхозпродукции, наличию огромного количества работников, для которых «работа не волк …», и многое другое делает нашу экономику неэффективной, а следовательно, неконкурентоспособной. И это, в первую очередь, касается сферы сельхозпроизводства. Нужно понять и зарубить себе на носу, что поступления «дармовых» денег в сельское хозяйство больше не будет.
Бесспорно, государство поддерживало и будет поддерживать своего сельхозпроизводителя, но все эти формы будут в той или иной степени возмездными. А с введением реального рыночного оборота земель и, прежде всего, земель сельскохозяйственного назначения, появятся реальные механизмы полномасштабной юридической ответственности для всех предприятий, не отличающихся аккуратностью в исполнении своих финансовых обязательств. В сельском хозяйстве наступает эра, когда за все нужно будет платить, а значит, и нести реа