Зачем городу нужен генплан?
Постановление о разработке генплана Главомскархитектурстрой мэр Е.И. Белов подписал первый после своего избрания, что подчеркивает важность вопроса. Генплан — это транспортный скелет города с определением зон экономики, жилья, отдыха, схемами коммуникаций. Он предполагает четкое разграничение городской территории на государственную, муниципальную и ту, что может быть приватизирована. То есть сначала — Генплан, потом приватизация. Иначе, возможно, проданный участок городским властям в будущем придется выкупать по дорогой рыночной цене, чтобы проложить газопровод или линию метро.
Во всех городах России с обновлением генпланов до принятия Земельного кодекса опоздали. Отсюда — масса ошибочных решений. В Омске самый яркий пример — размещение оптовки «Торговый город», которое было сделано без учета перспектив развития Левобережья.
Генплан, над которым сейчас ведется работа, — не новость. Но предыдущий, сделанный 30 лет назад, реализован только на 10 процентов. Он предполагал построить ко дню нынешнему 10 млн. кв. метров жилья, а сдано 2,2. Вместо 411 км магистральных сетей — 41 км. Город получил только 4 путепровода из 19 запланированных и одну транспортную развязку из 30.
В новом Генплане тоже будут идеи не сегодняшнего дня. Например, строительство железной дороги на Тару, развитие города на юг, создание городов-спутников. Но в первую очередь нас, конечно, интересует то, что случится не послезавтра, а завтра.
«Мост тысячелетия»
Это не только мост через Иртыш в створе ул. Фрунзе. Это программа градостроительного комплекса: от ул. Волгоградской по ул. Конева до Иртыша на левом берегу и улице Фрунзе от Оми до Иртыша на правом. Мост готовится к сдаче в 2003 году. А предположительно в 2008-м должен состояться пуск первой линии метрополитена — от станции «Красный Путь» до станции «Автовокзал». Этот мост — результат совместного творчества архитекторов Санкт-Петербурга и Омска. Основа проекта — с берегов Невы, но специалисты «Омскгражданпроекта», по выражению А. М. Каримова, надели на нее красивую архитектурную рубашку.
Спорный сегодня вопрос: будет ли построена для въезда на мост эстакада над улицей Красный Путь или под ней — туннель.
Решение должен принять Градостроительный совет. Однако уже ясно, что для «прокола» и 700-метрового туннеля Красный Путь придется приподнять примерно на высоту человеческого роста. Плывуны, дренажная система, инженерные сети создадут дополнительные проблемы. Так что, скорее всего, жителям, например, здания с магазином «Товары для дома» придется смириться с шумом машин на автостраде, приподнятой над землей. А они полагали, что поселились в тихом центре. Утешением может стать соседство со станцией метро.
Куда переедет оптовка?
Почти 30 лет Левобережье представляет из себя спальный район. Пустыри между стайками домов делали пейзаж не похожим на городской. Теперь здесь Кафедральный собор, заложен Парк 300-летия Омска, скоро войдет в строй мост. Все это дает импульс преображению Левобережья. Здесь в скором времени будут жить 500 тысяч омичей — целый город. А у города должны быть и центральная площадь, и скверы, и памятники, магазины, гостиницы, офисы.
Ярмарка «Торговый город» никак не вписывается в этот проект, хоть к ней омичи и привыкли, как раньше годами имели привычку ездить на толкучку на 3-й Разъезд.
Сегодня в «Торговом городе» 7284 торговых места. Переселяться ярмарка будет поэтапно. Варианты новых площадок для строительного и авторынков — Черлакский тракт в районе торговой зоны «Апрес» и поселок 1-го Кирпичного завода. Предполагается открыть оптовую ярмарку в районе пересечения железной дороги на Тюмень с объездной автодорогой (там, где магазин «Немецкий поселок»). Но и на нынешнем месте торговля останется. 2000 — 3000 мест будет в торговых пассажах, которые построят по периметру оптовки. А на площади перед гипермаркетом «Континент» появится спортивно-оздоровительный комплекс. Само унылое здание «Континента» должно стать более привлекательным внешне, ведь на его базе будет развиваться международный выставочный центр «Омск-ЭКСПО». Он предполагает возведение комплекса административных зданий, делового центра, гостиницы. Вход в «Континент» будет с противоположной нынешней стороны. А с другой стороны проспекта Комарова — место для комплекса омских вузов.
Все это привлекательно для левого берега, но, безусловно, далеко не всех порадует. Продавцов пугает будущее на новом месте, покупателей -сомнение, увидят ли товары по таким ценам, как на оптовке, в благоустроенных пассажах. Создание ярмарки было, по сути, грандиозной авантюрой, заложниками которой стали более семи тысяч омичей. На авантюру было немало потрачено, фактически закопано в землю. Это урок того, что решения желательно продумывать не на один выборный отрезок властных полномочий того или иного градоначальника, а с перспективой на годы.
Сноса ждать не стоит
В ближайшее время с многих кварталов частной застройки будет снят статус зон сноса. Это значит, хочешь — ремонтируй, перестраивай свое жилье. Десятилетия владельцы частных домов, попавшие в зону сноса промышленных предприятий, были лишены этого права. И дождаться новоселья после сноса не могли, и улучшить свое жилье не разрешалось. Теперь — можно. И с кварталами частной застройки, вероятно, будет происходить то, что мы уже видим на улицах Северных. Будут появляться коттеджи, сначала в окружении убогих домишек. Потом, вероятно, все ветхое жилье скупят те, кому есть чем заплатить за место под особняк неподалеку от центра. Вопрос: не будут ли уродливы эти кварталы, где каждый хозяин возводит хоромы кто во что горазд, тогда как коттеджные микрорайоны смотрятся приятно, когда создаются по единому плану? И социальный вопрос: еще долго именно в таких уголках по соседству оказываются самые богатые и самые бедные. Вытекающие из резких контрастов последствия нетрудно предусмотреть. Взаимоотношения соседей будут строиться на сильных чувствах: от зависти до ненависти.
А сносить будут ветхие дома там, где их осталось немного — на центральных улицах, например Масленникова, Маршала Жукова, 10 лет Октября. Инвесторы всегда хотят получить для строительства элитный участок в центре, на инженерных сетях и без сноса. Но им будут предлагаться такие, где сначала нужно переселить людей.
Клумбы, каких мы еще не видели
Единую российскую национальную идею никак не могут придумать, а омская идея — пожалуйста, есть. Социально значимой идеей, способной объединить омичей, должна стать идея озеленения города. ТО есть хорошо забытое старое. Без «Горзеленстроя» (который ликвидирован в городе в нынешнем году) будет посажено 56,5 тысячи деревьев и 6,5 млн. цветов.
О цветочном оформлении города этим летом принято особое постановление мэра, и еженедельно идет разговор на специально созданном координационном совете. Клумбы будут создаваться не абы как, а по паспортам, разработанным ведущими флористами. Исполнителями чудо-цветников будут все: от школьников до предпринимателей. Впрочем, последним не обязательно браться за лопату, можно оплатить красоту перед своим офисом, для которой сделают эскиз, вырастят и высадят рассаду специалисты ЗАО «Декоративные культуры».
Самый крупный проект — Парк 300-летия Омска. Это 70 гектаров территории, 350 деревьев и 1000 кустарников, которые уже посажены. Но это капля в море будущей зелени. В состав пейзажной части парка войдет дендросад, который по предложению ЗАО «Декоративные культуры» будет закреплен за ним. Проекты зеленого строительства будут выполняться Сибирским центром ландшафтной архитектуры (Новосибирск), московскими организациями «Ландшафт-дизайн» и «Мистер Грин». В центре парка будут расположены микрозоны с экзотическими растениями.
Все последние годы летний Омск был городом без цветов и каких-либо свежих идей в области зеленого строительства. За то, видимо, и ликвидирован «Горзеленстрой». Что будет без него — увидим летом. Впрочем, раз озеленение — объединительная идея, поза сторонних наблюдателей для омичей неуместна. Снова, как в 50-е, все на посадку цветов и деревьев!
Профессия, к которой все неравнодушны
Пресс-конференций в Главомскархитектуре давно не было. Признав свою вину в том, что мало общается с прессой, А. М. Каримов объяснил это в том числе и пиаровской кампанией по дискредитации градостроителей. Началась, мол, активная работа по освобождению скверов от ларьков и улиц от щитовой рекламы, это кому-то не нравится, вот и появляются заказные критические публикации.
Можно этому найти и другое объяснение. На архитектуру обратили внимание, потому что в последнее десятилетие появилось то, на что его можно обратить, — творчество зодчих. Всегда и во всех странах мира оно вызывает споры более жаркие и массовые, чем в других видах искусств. И разные точки зрения — это естественно. Французы, например, очень критиковали Эйфеля за башню в Париже, а наши земляки в начале века — архитектора Илиодора Хворинова за… драмтеатр, ныне жемчужину омской архитектуры.
Омские зодчие награждены Малой золотой медалью Российской Академии архитектуры и строительных наук. Недавно они получили приглашение на Всемирный архитектурный конгресс в Берлине, выдержав конкурсный отбор. А наш главный архитектор возглавляет Совет главных архитекторов городов России.
Чтобы не только местные споры, но и подобные свидетельства признания стали достоянием омичей, выход один: нужно чаще встречаться.