Времена, когда воспитанием детворы в духе коммунизма в школах занимались пионервожатые, канули в Лету, но это не значит, что школьники остались без организаторов их досуга. Сегодня практически в каждой школе либо самостоятельно действует детская общественная организация, либо школьное объединение входит в состав городских детских общественных организаций (например «Оазис», «Будущее России» и др.), а роль вожатого выполняет педагог дополнительного образования.
Направление деятельности у детских сообществ разное, но основная составляющая — общественно-полезная направленность деятельности: милосердие, возрождение народных традиций, формирование лидерских качеств ребенка в процессе игры.
Среди этапов конкурса на звание лучшего вожатого — смотр программ деятельности и комнат детских общественных объединений, открытые уроки, творческая игра и т. д.
Цель конкурса — повышение профессионального мастерства педагогов дополнительного образования, поддержка и стимулирование их деятельности.