Скажу сразу: первую фигуру не выбрали. Изначально озвучивались две кандидатуры (их потом и предложили): главного инженера ПО «Мостовик», депутата горсовета с 1996 года Вячеслава Двораковского (выдвинут группой избирателей) и замдиректора по общим вопросам ООО «Омскстроймонтаж-97», депутата горсовета с 1998 года Николая Ку-торгина (выдвинут объединением КПРФ). Ну, расстановка сил в нынешнем горсовете вам известна: из 17 депутатов -11 от КПРФ. Расклады на первом заседании были следующие: присутствовало 13 депутатов, из четырех отсутствующих один (точнее, одна — от КПРФ) — в командировке, трое (тоже от КПРФ) — в состоянии судебных процессов по нарушениям в ходе предвыборной кампании, так что юридически они пока еще не депутаты.
Тем не менее расстановка сил была настолько прозрачной, что первое заседание горсовета прошло без малейших дебатов — агитировать было некого, и так всем и всё было ясно заранее.
Для избрания председателя горсовета кандидату необходимо набрать 2/3 голосов присутствующих депутатов (естественно, при наличии кворума). В данном случае это 9 голосов. Итог голосования: за Двораковского — 6, за Куторгина — 7. Несмотря на «тайность» волеизъявления депутатов, чьи это голоса — понятно и ребенку.
Таким образом, как и ожидалось, ни один из кандидатов не набрал нужного числа голосов.
Что далее? Горсовет взял «тайм-аут» для консультаций. Причем взял не на неделю (как предлагало «меньшинство»), а до 6 мая (за что ратовало «большинство»). Таким образом, работа горсовета отодвигается еще на три недели, пока не соберутся все депутаты от КПРФ… если, конечно, их товарищи отвоюют свои мандаты в ходе судебных процессов. (Кстати, обком КПРФ очень живо отреагировал на эти процессы экстренным выпуском «Красного пути», распространяемым одержимыми бабушками на улицах и в автобусах). Тогда у коммунистов будет возможность провести на должность председателя своего человека. Правда, впереди еще трехнедельные «консультации», но тут уже дело темное, чреватое любыми неожиданностями, консенсусами и фигурами.
Вообще, Омский горсовет этого созыва уникален для сегодняшней России, где по городам и регионам при выборах в представительные органы власти население сплошь и рядом отказывает коммунистам в доверии. Вот хотя бы данные прошлой недели: 15 апреля на выборах в Свердловскую областную думу КПРФ набрала 7.32%, блок «За родной Урал» — 29,45%, «Единство и Отечество» -18,36%.
Но наш город по-прежнему одиноко «красен», что является лишь отражением объективной социальной ситуации в Омске. Конечно, на фоне Воронежа, с его резко взмывшими в зенит тарифами за коммуналку или, скажем, Ульяновска, где администрация довела город до угрозы полного отключения электричества (см. прошлый выпуск «Ч»), наш Омск выглядит едва ли не Парижем. Но спаси и сохрани нас от равнения на подобные примеры. Достаточно того, что при самой низкой в Сибирском регионе стоимости «продовольственной корзины» (что, безусловно, во многом можно отнести к заслугам администраций города и области) уровень заработной платы у нас в области… тоже едва ли не самый низкий. Впрочем, этот момент вряд ли так уж сильно подвластен административным рычагам, и вообще он нуждается в проверке и комментариях профессиональных экономистов. Но тем не менее именно омская «социалка» по-прежнему подкрашивает наш город в архаичный красный цвет.
Может, мэрия давно мается ночными кошмарами от низких зарплат омичей и гнилых труб в их квартирах, но в любом случае работать ей теперь придется именно с этим горсоветом. И дай Боже им конструктивного сотрудничества и областного «нейтралитета». Иначе закрутится такое, что незабвенная административная война времен Валерия Рощупкина нам с вами покажется просто милой политической игрой.