Вот так же задумываются зрители, выходя со спектакля, поставленного в пластическом театре «Группа ХарАктеров» во дворце Малунцева режиссером Юрием Шушковским. Вопросы, домашние задания, сочинения любят задавать в школе. Потому Шушковский и отправил своих зрителей в классы смотреть спектакль, поставленный по пьесе А. Вдовина «Жизнь удалась». Даже вместо традиционных театральных программок участникам этого своеобразного открытого урока раздают стилизованный школьный дневник. Оценки в нем не выставлены, но утверждение, вынесенное в название спектакля, обретает в финале не утвердительный, а трагический оттенок. И выстрелы, которыми заканчивается действие, — аргумент покруче любой оценочной шкалы.
Эта работа пластического театра — участница фестиваля любительских театров, который 26 апреля подведет окончательные итоги. Об открытиях нынешней «Театральной весны» разговор еще впереди, а пока просто хочется несколько слов сказать об этой премьерной работе, поразившей оригинальностью режиссерской трактовки и глубиной философского наполнения.
Существует определенного рода профессиональный снобизм, с которым режиссеры «высшей лиги» относятся к собратьям, работающим в любительском театре. Но уже общепризнано, что наиболее интересный режиссерский поиск, смелая нацеленность на эксперимент, революционный поиск новых форм в гораздо большей мере присущи наиболее талантливым руководителям любительских трупп.
И речь уже идет о том, что коллективы эти и их режиссеры переросли любительский уровень и решают задачи, которые не всегда по плечу тем, кто именуется профессионалами. Но это так, ироническое отступление от предмета разговора.
Спектакль Шушковского состоит из трех историй, пересекающихся сюжетно лишь в одно касание. И режиссер находит потрясающую творческую придумку: он делит зрителей натри потока (на три класса). И каждый класс смотрит спектакль со своим набором историй. Для одних началом становится детективная завязка с немолодой учительницей и ее бывшим учеником. Для других — гостиничный номер полупустого сухумского санатория с двумя случайными знакомыми. Для третьих все начинается с финала пьесы, со сцены в гараже.
Потом, «переходя» из класса в класс, зрители получают совершенно разную последовательность развития сюжета и знакомятся в итоге со всеми тремя историями. Но ощущения они получают разные, как мозаику складывая для себя осколки чужих жизней, а заодно задумываясь над превратностями человеческой судьбы, собственными неурядицами и удачами.
Этот спектакль заставляет поразмышлять о многом. Он возвращает давно забытое ощущение школьной атмосферы — когда вся жизнь была впереди, а главными неприятностями были двойки в дневнике. Приходит понимание того, что жизнь — не страничка из дневника: ее не перепишешь в следующей четверти. Все в ней заполняется в единственном экземпляре и набело.
Без преувеличения, Шушковского можно назвать мастером творческой провокации. Он умеет и в своих актерах (очень мощно, кстати, прозвучал дуэт Натальи Козловской и Дмитрия Юферова), и в зрителях запустить те самые вулканические процессы, которые делают жизнь полнокровной и неповторимой. Очень важно заставить зрительный зал сердцами резонировать с происходящим, полностью растворяясь в атмосфере спектакля. Потому так оглушительно резко каждый раз звучат роковые выстрелы финала, рождая в душе мистические всплески. Так звучит колокол судьбы. Но, как сказал Хэмингуэй, не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе.
Так что же, жизнь удалась?