Отныне местом их торговли будет другой рынок, расположенный на Черлакском тракте, недалеко от города. При этом все мелкооптовые торговые точки на центральном «Привозе» останутся.
Сотрудники ГИБДД только КамАЗам перекроют подъезды к рынку, а другие грузовики по-прежнему смогут заезжать на «Привоз». Вопреки слухам, сам рынок переносить никуда не будут. Просто торговцы с их КамАЗами и самыми дешевыми в городе овощами уедут почти за город, куда сможет добраться далеко не каждый покупатель.
Как известно, на оптовый рынок «Омский привоз» многие жители Омска и области регулярно приезжают специально за дешевыми овощами. Будут ли они ездить за город, чтобы не переплачивать посредникам рубль-другой за килограмм? Что думают о своей перспективе сами торговцы? С этими вопросами мы пришли на «Омский привоз».
— Жаль, жаль, конечно, — говорит одна из постоянных посетительниц «Омского привоза» пенсионерка Ангелина Андреевна, — у них на рубль примерно все дешевле. На Черлакский тракт я уже ездить не смогу.
На краю оптовки в ряд еще стояли десятка два большегрузных КамАЗов с транзитными номерами. На загорелых под южным солнцем лицах уныние.
Заведующая магазином из Исилькуля Татьяна Бураева раза два-три в неделю закупает продукты и овощи на «Омском привозе». О переводе торговли с КамАЗов на Черлакский тракт впервые услышала от нас.
— Вряд ли я буду туда ездить, — сказала она, — мне лишние километры наматывать ни к чему. Я беру не очень большими партиями, поэтому разница в цене несущественная. В конце концов просто дороже продам в своем магазине.
Торговец Миша, который уже пять лет возит из Узбекистана на «Омский привоз» овощи, предвидит едва ли не разорение. Большая часть его товара расходится по мелкооптовым закупщикам. На Черлакский тракт, уверен, они не поедут. Его покупатель, забиравший мешки с луком, подтвердил это. Частный предприниматель Владимир приезжает на «Омский привоз» из Москаленок, еженедельно наматывая больше шестисот километров.
— Я закупаю товар на Третьем разъезде, — говорит он, — а сюда по пути заезжаю за овощами. Делать лишний крюк в семь-восемь километров и обратно мне неудобно. Посчитал, что лучше переплатить здесь несколько десятков рублей.
Как известно, некоторые жители прилегающего к «Омскому привозу» поселка зарабатывают тем, что сдают дворы под стоянку транзитным тяжеловозам. Боясь налоговой инспекции, они не называли нам имен. Но сказали, что страшно напуганы известием о том, что в центр больше не будут пускать КамАЗы. Для некоторых из них торговцы с Юга были единственным источником доходов. Иные говорят, что теперь придется идти на поденную работу к тем же торговцам.
Пока не ясно, какова была существенная причина выселить, по сути за город, торговцев с большегрузными автомобилями. Чиновники говорят, что сделано это для большей сохранности центральных улиц и для того, чтобы воздух в центре стал чище. Мэр свое постановление мотивирует экологическими соображениями, но о сохранности дорог не говорит. С «Омского привоза» уедут двадцать-тридцать КамАЗов, но останутся около ста других грузовиков и «Газелей», которых постановление мэра не касается. Так что в свете цифр принятая мера кажется весьма малозначительной и для сохранности дорог, и для чистоты воздуха.