«РЕЛЕРО» СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ

От перестановки генеральных директоров сумма долгов только увеличивается

26 апреля на очередном общем собрании акционеров ОАО «Релеро» избран новый генеральный директор, но итоги выборов почему-то не стали объявлять на общем собрании. И до сих пор акционеры «Релеро» остаются в неведении. «КВ» предполагают, что новым генеральным директором станет двадцатичетырехлетний советник заместителя министра обороны РФ Иван ПОЛЯКОВ. Эта должность стала вакантной после официальной отставки Геннадия ГУСЕЛЬНИКОВА в ноябре 2001 года, а обязанности генерального исполнял Андрей ИГНАТЧЕНКО. По идее, Андрей Павлович и должен был возглавить «Релеро» после его официального избрания на общем собрании акционеров. Однако в марте совет директоров отстраняет Андрея ИГНАТЧЕНКО от управления заводом. Мотив — он не смог предложить предприятию программу выхода из кризиса. Программа Ивана ПОЛЯКОВА в кратком изложении — наполнить портфель заказов предприятия. Однако проблема завода, как мне кажется, значительно глубже. Сегодня ОАО «Релеро» более необходим эффективный собственник, нежели эффективный менеджмент.

Военная тайна

Бывшему производственному объединению им. Попова, а сегодня акционерному обществу «Релеро», в некотором смысле повезло: его мощности не требовали кардинальной реконструкции в рамках государственной конверсионной программы. И военная ,и гражданская продукции завода были в принципе однотипны даже во времена плановой экономики — радиорелейные системы связи (РРС).

В последние годы номенклатура выпускаемой продукции ОАО «Релеро» была большой. Это и новые модификации армейских РРС (Р-415, Р-419, Р-151), и РРС широкого назначения («Азид», «Трасса», «Символ»), и товары народного потребления, среди которых самый известный продукт — бытовой ультразвуковой счетчик расхода газа. Еще можно добавить, что ОАО «Релеро» — это единственное на сегодняшний день в России предприятие, производящее малоканальные радиорелейные системы в низком частотном диапазоне. Другое дело, что его продукция бледно выглядит на фоне аналогов от зарубежных производителей. Той же компании «Motorola», к примеру.

Кому пришло в голову акционировать предприятие ВПК — вопрос без ответа. Тем не менее можно констатировать, что сегодня это единственное в Омске предприятие ВПК, где в управлении никак не участвует государство. Может, еще и поэтому с 1994 года акционерное общество медленно, но уверенно падает в финансовую пропасть. Государственный заказ от Минобороны так стремительно съежился, что содержание огромных производственных мощностей и многотысячного коллектива потеряло смысл. В 1999 году от полного краха акционерное общество отделял всего один шаг. 28 мая на заседании областной чрезвычайной комиссии уже было принято решение о его банкротстве.

Однако за те несколько месяцев, пока шла обязательная финансовая проверка, избранный накануне генеральным директором Геннадий ГУСЕЛЬНИКОВ смог переломить ситуацию. Он предложил свой вариант вывода предприятия из кризиса, который предполагал сохранение основного производства и создание на базе ОАО «Релеро» акционерной корпорации во главе с управляющей компанией. Каждое подразделение должно было получить в аренду производственные мощности и, оставаясь в рамках единой интегрированной структуры, хозяйствовать самостоятельно. Схему финансового оздоровления одобрило Российское агентство по системам управления (РАСУ), поэтому процедура банкротства была приостановлена.

Новейшая история

В 2000 году «Релеро» действительно сделало некоторый прорыв. По сравнению с 1999 годом выручка от реализации продукции возросла более чем в два раза — с 24 миллионов рублей до 64. На 2001 год строились планы по увеличению производства и продажи продукции еще в два раза — до 120 миллионов рублей. Не срослось. Энергетикам надоело ждать возврата 7 миллионов рублей, и уже в январе 2001 года предприятие было полностью обесточено. Весь 2001 год производство лихорадило. Руководство предприятия обвиняло во всех грехах энергетиков, те, в свою очередь, обвиняли руководство предприятия в несанкционированном подключении к питающим фидерам, которые расположены на территории завода.

В августе 2001 года Геннадий ГУСЕЛЬНИКОВ попадает в больницу, а в ноябре уходит в отставку. Комментирует свое решение очень сдержанно и уверяет, что принял его самостоятельно. Тем не менее о внутренних конфликтах между менеджментом, генеральным директором, советом директоров, крупными акционерами и уставшими от трудностей работниками становилось периодически известно и за пределами предприятия. В такой ситуации не удивляет, что большинство контрактов были сорваны, в том числе сорван престижный заказ от ФАПСИ на оборудование связи для президентского самолета. Последние заказчики в страхе разбежались, и, как говорят, даже Минобороны практически потеряло интерес к предприятию.

Обязанности генерального директора после отставки ГУСЕЛЬНИКОВА исполнял Андрей ИГНАТЧЕНКО. Но и он быстро пришелся не ко двору и был отстранен от управления предприятием буквально накануне общего собрания акционеров. Говорят, ИГНАТЧЕНКО наступил на те же грабли, что и ГУСЕЛЬНИКОВ — решил сократить количественный состав высшего менеджмента ОАО «Релеро». Для убыточного предприятия девяти заместителей генерального директора ему показалось слишком много. ГУСЕЛЬНИКОВ перед самой отставкой собирался оставить лишь двоих заместителей. Примерно к такому же выводу, как стало известно «КВ», пришел и Андрей ИГНАТЧЕНКО. Мало того, он решился на открытый конфликт и с советом директоров АО, который, на мой взгляд, тоже неоправданно раздут (15 человек — это больше, чем в Омскэнерго, к примеру). Результат известен — отставка Андрея ИГНАТЧЕНКО.

Кто на новенького?

Об Иване ПОЛЯКОВЕ, который, по предположению «КВ», станет очередным директором ОАО «Релеро» , известно пока не много. На собрании акционеров он отсутствовал, а раскруткой кандидата занимался Василий КИСЕЛЕВ, исполнявший на тот момент обязанности генерального директора АО. Судя по всему, на Ивана Викторовича поставили крупные акционеры — ОРОО «Конверсия» и ОАО «Сибирский капитал», в совокупности владеющие, по некоторым данным, 36% акций. Учитывая явку акционеров (присутствовало на собрании чуть более 60%), такого пакета должно было хватить, чтобы получить большинство по любому вопросу повестки дня. Похоже, акционеры ОАО «Релеро» создали в Омске прецедент: крупное предприятие ВПК еще никогда не возглавлял столь молодой директор.

Надо заметить, что наследство Ивану ПОЛЯКОВУ досталось не самое богатое. На первое января 2002 года у завода было 74 миллиона непокрытых убытков прошлых лет. Кредиторская задолженность на 1 января 2000 года составляла 151 миллион рублей (по данным СКРИН «Эмитент»). Можно предположить, что сегодня сумма кредиторской задолженности перевалила уже за 200 миллионов. Тут и долги перед энергетиками и коммунальщиками, и просроченные налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды, и обязательства перед поставщиками. Причем сумма оборотных и внеоборотных активов (валюта баланса) составляет всего 337 миллионов. Численность работников за последние годы стремительно сократилась. Сегодня на заводе осталось чуть более 1300 человек, да и те в большинстве своем предпенсионного возраста. Стареют и стремительно ветшают основные фонды, на восстановление которых элементарно нет средств.

Как уверял акционеров Василий КИСЕЛЕВ, еще не все потеряно, поскольку сохранилась технология. Увы, технология тоже стареет. Для наукоемкого производства любой длительный перерыв в инновационной деятельности грозит скорой потерей рынка сбыта. Рассчитывать сегодня на заказы от корпоративных клиентов — энергетиков, нефтяников и газовиков — не представляется возможным. Клиент, даже если и захочет купить продукцию завода, не захочет ждать несколько месяцев после оплаты заказа. Рынок оборудования для мобильной связи стандарта CDMA тоже потерян для завода навсегда. Операторы сотовой связи не будут связываться с непроверенным производителем, да еще платить ему вперед.

Курс — неизвестен

Весьма печально, но «Релеро» плохо смотрится даже на фоне омских оборонщиков похожего профиля — ОНИИПа, завода им. Козицкого и ПО «Иртыш». Тот же ОНИИП осенью выиграл тендер РАСУ на разработку и производство интегрированных систем дальней радиосвязи для гражданских морских судов, получил государственное финансирование и выступил инициатором создания омского холдинга «Дальняя радиосвязь». В холдинг вошли все три вышеперечисленных предприятия и ОАО «Завод радиоаппаратуры» из Екатеринбурга. Вхождение в этот холдинг ОАО «Релеро», возможно, но до сих пор под вопросом.

Новый менеджмент «Релеро» избегает любых контактов с Геннадием ГУСЕЛЬНИКОВЫМ, который по иронии судьбы возглавляет сегодня управление промышленной политики исполнительного комитета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение. Управление могло бы помочь предприятию интегрироваться в региональную структуру ВПК, но это, похоже, не входит в планы собственников завода. Говорят, что новый гендиректор обещает обеспечить предприятию большие заказы от Минобороны, в том числе на ремонт уже имеющейся в войсках спецтехники. Но сможет ли новый менеджмент завода выдержать будущие атаки многочисленных кредиторов?

Сегодня основная PR-стратегия «Релеро» — оставаться в тени и не привлекать к себе внимания. Замалчивание итогов общего собрания акционеров — тому яркий пример. Видимо, команда нового генерального директора не совсем отчетливо понимает, что производство не может существовать в информационном вакууме. В общем, нынешние собственники, как мне кажется, уже доказали свою несостоятельность в вопросах управления предприятием, поэтому решение вопроса финансового оздоровления ОАО «Релеро» придется рано или поздно искать в другой плоскости. Смена названия на ОАО «Радиозавод им. Попова», за которое дружно проголосовали акционеры, уже не поможет. И очередная смена менеджмента не поможет. Сегодня этому обществу необходим эффективный собственник, который знает, чего хочет.