На днях я в очередной раз убедился в этом, встретившись с жителем далекой Великобритании. Джалс Винн нынче прожил в нашем городе целый месяц, а перед отъездом решил поделиться впечатлениями с кем-либо из местных журналистов. Причем желательно с представителем оппозиционной, «красной» газеты.
Причина такого выбора собеседника выяснилась с первых же минут нашей встречи. Оказывается, Джалс, как и его отец, давно симпатизирует коммунистам, поддерживает сторонников левых движений. Еще мальчишкой он в любую погоду выходил на улицу и распространял газету британских коммунистов «Морнинг стар», которую читает до сих пор. Изредка пишет также статьи в солидную «Тайме» и другие издания.
Сам он фермер с большим опытом. До недавнего времени занимался выращиванием крупного рогатого скота и овец. Имел в своем хозяйстве несколько тракторов, в том числе «Беларусь», другую технику. А управлялся всем в основном сам, лишь в страдную пору приглашал еще одного тракториста. Джалс считался хорошим фермером, умеющим заглядывать вперед. И когда в стране разразилась страшная беда — эпидемия бешенства у животных, он успел до ее начала продать свою ферму, сохранив тем самым нажитый капитал. Наши СМИ весьма скупо, односторонне рассказывали об этой подлинной трагедии, а ведь тогда в Англии мигом разорились тысячи фермеров, некоторые из них покончили с собой, десятки тысяч человек потеряли работу. И последствия этой беды будут сказываться еще долго.
Вчерашний фермер не привык сидеть без дела, и потому во время нынешнего приезда в Омск (его жена — омичка) Джалс решил, как говориться, прощупать почву для организации малого бизнеса. Выбор его пал на сувениры — тот товар, который в Англии и других странах Европы пользуется устойчивым спросом. Побывал в Сибирском культурном центре, где показали много образцов изделий местных умельцев. Не перевелись еще в Омске и окрестностях мастера, создающие оригинальные вещицы из дерева, металла, камня и других материалов. Когда эти мастера узнали о том, что некий англичанин готов реализовать плоды их труда за рубежом, то телефон буквально раскалился от поступивших предложений.
Вот тут-то и начались изнурительные хождения по многочисленным конторам и инстанциям. Оказывается, у нас в Омске в почете лишь бизнес, связанный с нефтью, углем и прочими сырьевыми и топливными ресурсами. А вот народные промыслы совсем зачахли, не пользуются никакой поддержкой властей. Д. Винну так и не удалось найти ту организацию, союз либо артель, которые бы объединяли тех самых мастеров-кустарей, с кем можно было бы заключить соответствующий договор.
Однако и это еще полбеды. Главная же проблема в том, как оформить и организовать доставку омских сувениров в дальнее зарубежье, ту же Англию. Выяснилось, что в Омске этим вообще никто не занимается, нет службы, эксперта от Министерства культуры РФ, который бы выдавал соответствующие заключения по вывозу матрешек и других подобных изделий за пределы нашей страны. Ему лишь любезно посоветовали поехать в Новосибирск, где такая экспертная служба существует. Но на это у Д. Винна уже недостало ни времени, ни сил. А на взятки, о чем ему кое-где намекали, он из принципа не пошел. Пожалуй, единственное, чего ему удалось добиться, — это получасовой аудиенции у одного городского начальника. Им оказался руководитель департамента по экономике г-н Махнев, который во время разговора пообещал иностранцу в короткий срок поправить положение с экспортом сувениров.
Заключая ту беседу, Джалс Винн в шутку сказал чиновнику в мэрии, что, мол, через год снова приедет в Омск и проверит, насколько будет выполнено это обещание. Однако, думается, бывший фермер скорее всего завяжет тесные деловые контакты с нашими соседями — городом Екатеринбургом. Ибо стоило туда только позвонить, как там готовы были его тут же встретить и без каких-либо проволочек решить вопрос. Видимо, уральцы больше продвинулись в цивилизованности своего рынка.
Итак, англичанин хотел сделать доброе, взаимовыгодное дело: вложить собственные средства в стимулирование малого бизнеса в нашем городе. В итоге — уехал ни с чем, получил, как говорится, от ворот — поворот.
Зато на телеэкранах и по другим рупорам губернаторского агитпропа мы изо дня в день слышим и читаем о гигантских достижениях по части привлечения иностранных инвестиций, роста числа рабочих мест, поддержки предпринимательства и т. д. Но при сопоставлении с действительностью все это воспринимается как пиаровский ход власти, уже начавшей очередную выборную кампанию.