15 июля МУП Водоканал официально завершило строительство нового дюкера под рекой Омь. Все работы обошлись предприятию в 7 миллионов рублей. Технология «Навигатор», по которой «Водоканал» прокладывал это сооружение, пока еще официально не признана Госстроем РФ. Поэтому не исключено, что уже в следующем году под рекой вновь начнутся строительные работы по прокладке дюкера. Это будет не новое строительство, а возобновление тех работ, которые в 1999 году начало вести НПО «Мостовик», но из-за отсутствия финансирования вынуждено было прекратить.
НУ, ПОДУМАЕШЬ — ФЕКАЛИИ
Если не вдаваться в инженерные тонкости, дюкер — это трубы, по которым хозфекальные стоки попадают в специальные приемные камеры, а оттуда уже направляются на очистные сооружения. Всего в Омске находится около 50 дюкеров. Все они построены очень давно, и многие из них находятся не в очень хорошем состоянии. Не исключено, что вот-вот и лопнут. В 1989 году именно это произошло с одним из дюкеров, который проходит под рекой Омь. После чего в реку, которая впадает в Иртыш, начало сбегать ежесуточно около 1400 кубометров хозфекальных стоков. Для Омска это, по сути, стало настоящей экологической катастрофой, о которой вслух практически не говорили. Хотя санэпидемилоги не скрывали, что в Иртыше уже есть предвестники холеры — условно патогенные вибрионы, которые при определенных условиях могут стать возбудителями болезни.
Понятно, что это не могло не волновать. Но почему-то строительство дюкера начали только в середине 90-х годов. Это начала делать в 1995 году компания «Сибтоннельстрой». Правда, работы она вела совсем недолго. Отсутствие финансирования вынудило компанию прекратить строительство.
«МОСТОВИК» СТРОИЛ, СТРОИЛ — НЕ ДОСТРОИЛ
Прошло четыре года, и о строительстве нового дюкера вновь заговорили. В 1999 году НПО «Мостовик», возглавляемое Олегом ШИШОВЫМ, заключило договор с немецкой фирмой «Herrenknecht» на поставку специального оборудования, с помощью которого предприятие намеревалось проложить новый дюкер. Завершить работы планировалось в 2000 году. Однако этого не произошло.
Хотя нельзя сказать, что НПО «Мостовик», пообещав омичам новый дюкер, ничего за это время не сделало. Несмотря на трудности, которые у него возникли поначалу с растаможиванием немецкого оборудования, предприятие все-таки начало строительство дюкера. При этом сначала даже очень активно. Правда, потом, по вполне объективным причинам, с меньшим рвением. В прошлом году компания закончила первый цикл работ — проложила под Омью кожух диаметром почти 1,5 метра. Это событие довольно-таки ярко освещалось в омских СМИ. Хотя изначально предполагалось, что кожух будет проложен еще в конце 1999 года. Как бы там ни было, по сути, проложив эту трубу, «Мостовик» сделал основную работу. В дальнейшем в нее предполагалось положить еще специальные трубы, по которым и должны были впоследствии побежать канализационные стоки.
МАНИ-МАНИ КУДА-ТО ПРОПАЛИ
Когда «Мостовик» сможет завершить начатую им работу, остается только догадываться. Теперь в Омске есть дюкер. Его построил «Водоканал», который, кстати, по словам начальника участка НПО «Мостовик» Андрея ФАДЕЕВА, в 1999 году выступил техническим заказчиком строительства дюкера. Более того, опять-таки со слов Андрея ФАДЕЕВА, согласно тройственному договору, который был заключен все в том же 99 году (его подписали городская администрация, МУП «Водоканал» и НПО «Мостовик»), должен был профинансировать стройку. Естественно, не без помощи городской администрации.
Как говорит Андрей ФАДЕЕВ, сначала Водоканал выделил деньги на проведение работ. Но потом средства поступать перестали. К этому времени «Мостовик» уже начал вести работы и поэтому, несмотря на отсутствие финансов, продолжал их вести. Вот таким образом, как уверяет Андрей Иванович, «Мостовик» завершил первый цикл.
Сейчас, как говорит Андрей ФАДЕЕВ, Водоканал должен «Мостовику» 3 миллиона рублей (наличие долга еще в прошлом году подтвердил один из представителей департамента городского хозяйства), плюс еще столько же требуется, чтобы завершить все работы. Но отдавать, видимо, и не собирается. В этом году водовики отвлекли с других статей расходов деньги, а это ни много ни мало — 7 миллионов рублей, и самостоятельно построили дюкер. Совершенно новым способом «Навигатор», который еще не внесен в строительные нормы Госстроя РФ как способ, используемый для строительства подобных сооружений. Есть информация, что все строительные работы Водоканалу выполняли тюменцы, которые впервые и применили «Навигатор» для строительства дюкера. Сей факт дает некоторым повод говорить, что Водоканал, вместо того чтобы вытаскивать из кризиса местных строителей, профинансировал тюменских.
Впрочем, речь не об этом. Суть вся в том, что Водоканал, если следовать словам Андрея ФАДЕЕВА, просто кинул «Мостовик» с их немецкой технологией. И вместо того, чтобы отдать «Мостовику» долг, а потом профинансировать завершение работ, взял и все сделал сам. Можно предположить, что просто так, без внимания Олег ШИШОВ это не оставит. Хотя, кто его знает. У каждого в этой истории своя правда.
ДЮКЕР УЧАСТВОВАЛ В ВЫБОРАХ
Все, о чем пойдет речь дальше, рассказал корреспонденту «КВ» достоверный источник информации, который по вполне понятным причинам попросил не называть его имя и вообще хорошо подумать, а стоит ли об этом писать?
Строительство дюкера «Мостовик» начал вести в 1999 году. Как и говорилось выше, предприятие заключило договор с немецкой фирмой на поставку и монтаж оборудования для прокладки дюкера. По предварительным подсчетам, все работы, по словам моего собеседника, должны были обойтись предприятию почти в 30 миллионов рублей. Где взять такие деньги? Можно сказать, что «Мостовику» помог случай.
На 5 сентября 1999 года в Омске были назначены выборы новых руководителей города и области. Если помните, как раз в то время между городом и областью шла настоящая война. Областная власть тогда очень не хотела, чтобы кресло мэра вновь занял Валерий РОЩУПКИН. В то время якобы появились выдвиженцы от губернатора. Одним из них стал Олег ШИШОВ, возглавляющий НПО «Мостовик».
Как сказал мой собеседник, с выдвижением кандидатуры Олега ШИШОВА на пост главы города и началось финансирование строительства дюкера, мол, а обязательство финансировать стройку взял на себя сам губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ. Пока шла предвыборная гонка, деньги у «Мостовика» на строительство были. Именно в этот период предприятие и развернуло основное строительство, начало прокладывать под Омью кожух. Тогда-то и появились обещания закончить дюкер в 2000 году и рекламные статьи в омских СМИ по поводу передовой технологии «Мостовика» и о том, как здорово, что скоро в Омске будет новый дюкер.
Однако выборы кончились. Олег ШИШОВ не прошел в мэры. Пост опять занял Валерий РОЩУПКИН. Якобы после этого финансирование «от губернатора» резко прекратилось. Более того, по словам информированного источника, область осталась должна «Мостовику» еще 7 миллионов рублей.
Теперь, якобы чтобы закончить строительство дюкера по немецкой технологии, предложенной «Мостовиком», надо еще около 18 миллионов рублей. Не исключено, что именно поэтому МУП «Водоканал» и не обратилось к «Мостовику», чтобы тот продолжил строительство дюкера. Ведь кроме тех 7 миллионов рублей, которые он отвлек от других статей, иных денег у него не было. Во всяком случае, так говорят представители Водоканала.
ВСЕ ВРЕМЕННОЕ И ЕСТЬ ПОСТОЯННОЕ
Какой бы ни была запутанной эта история, новый дюкер в Омске все-таки появился. Правда, согласован он как сооружение временное. Это связано, как уже упоминалось, с тем, что метод «Навигатор» совершенно новый и до этого раньше не использовался для строительства дюкеров. Возможно, уже в следующем году Госстрой РФ внесет его в строительные нормативы и тогда сооружения, построенные по этому методу, будут согласовываться не как временные сооружения. Пока же этого не произошло.
Это значит, что в любой момент «Мостовик» вынужден будет продолжить строительство, начатое в 99 году. Сейчас же стройку требуют законсервировать. По словам Андрея ФАДЕЕВА, по сути, это означает просто-напросто засыпать вырытые ими котлованы. Хорошо, если на время. А если навсегда? И тогда вдвойне интересно, получит ли «Мостовик» затраченные им средства: будь то 6 миллионов от Водоканала, будь то долг губернатора?