Исполнители и почитатели бардовской песни добирались до Грушинского на автобусе.
Наслышанные о тамошних ценах на топливо, омичи еще задолго до места назначения забрели в лесок и вскоре вышли оттуда с увесистыми бревнами на плечах. Четыре добротных полешка на Груше обойдутся вам в 50 рублей. Поэтому фестивальщики крепко обняли дровишки из лесу и загрузили их в автобус.
Костер
На фестиваль собралось более ста сорока тысяч народу — хватит на небольшой уютный город. Все это население регулярно хотело есть и, в соответствии с потребностями жгло костры для приготовления вкусной и полезной пищи. Дымный туман поднялся над волжским берегом, да так и завис на несколько дней. Запершило в горле — а петь-то все равно надо.
В первый вечер к фестивалыцикам еще залетали одинокие комары, попискивали жалобно и пропадали в темноте. Дым не пришелся им по вкусу. На следующий день умолкли оголодавшие без комаров лягушки. Не исключено, что земноводные могли собраться в небольшие табуны и отправиться вниз по течению в поисках лучшей жизни.
Погода
Сорок градусов — это не водка, а температура воздуха на Грушинском фестивале. Спасались на водах -трижды в день бегали купаться. Если бы все фестивальщики одновременно нырнули в пучину вод, то матушка Волга, наверное, вышла бы из берегов. Мучимые жарой, расхаживали в игривых купальниках и шортах, футболки были пределом человеческих возможностей. Жюри поджидало конкурсантов в лесу, в тени деревьев. Фестивалыцики бодрствовали круглые сутки, при этом самое интересное творилось прохладными ночами -в смысле, концерты, костерные посиделки и все такое…
Еще, как вспоминает Лера Зиновьева, два раза шел дождь — один был большой и хороший, а другой — маленький и плохой…
Лера
В некоторых информационных сводках нашу номинантку состарили на два года. Опомнитесь: ей не шестнадцать лет, ей только четырнадцать!
Судьба такая оказалась -ребенок военных родителей начал играть и петь. Два года назад Лера Зиновьева и ее подруга Даша Федосеева создали дуэт «Леди», где тексты к песням, а также музыку, пишет Лера.
На Грушинский фестиваль удалось вырваться одной Лере в сопровождении военной мамы. Там она и завоевала третье место на детской площадке «Балалайка». Ей пришлось выступать посреди воды, упираясь ногами в балалайку вместо сцены.
— А если бы мы там дуэтом спели, то наверняка еще что-нибудь бы заняли! На следующий год, я надеюсь, мы вдвоем поедем.
Бублики
— Каждая группа занимала территорию — огораживала себе волчатник имени своего города: Омск, Уфа, например, — говорит Лера. — К нам в волчатник однажды мяч залетел. Мы как раз еду готовили — все, говорим, отдадим только за выкуп. Они нам бублики и заварку принесли, и мы вместе сели чай пить. А потом был финальный концерт на горе — она вся песчаная, и пока забираешься, все осыпается вокруг. То есть, когда сел, ходить уже не стоит — обвал будет. Мимо пара одна поднималась, мы просим — не ходите здесь, иначе мы в песке захлебнемся. И они тут же достают… еще бублик — нате, давайте дружить. Там вообще можно легко подойти к любому волчатнику, сыграть песню и подружиться с людьми.
Лера напрямую подключилась к бардовскому движению недавно — в феврале пришла в клуб «Перекресток», а до этого находилась в свободном полете. Это еще что — вот омское «Открытие фестиваля» вообще ни к какому клубу не относится.
Владимир
Владимир Иванов, которого Лера называет «дядей Володей», прошлой зимой принял участие в местном фестивале. Там его заметил бард Евгений Ломов, через него и оказался Владимир на Грушинском -поехал с женой Олей.
Деятельность на фестивале шла активная и плодотворная. Занесла эта деятельность Владимира аж в Ханты-Мансийск. Просто подбежал запыхавшийся северный телеоператор и воскликнул:
— Автор?!
-Да.
— Пошли!
Владимира усадили прямо на землю, и он запел. Оператор, погруженный в наушники, одобрительно покачивал головой и оттопыренным большим пальцем, а Владимир сам себе ступней дирижировал. Потом автору показали съемку, в том числе — его собственную подвижную пятку крупным планом.
— Ну все, — сказал довольный телевизионщик, — теперь тебя в Ханты-Мансийске знают.
Газировка
Владимир прошел два тура, а потом — тишина, да и в списках не значился. Полтора дня спустя уже успокоившиеся супруги Ивановы отправились на поиски еды, которая бы не пахла дымом костра. Цивильную газировку раздобыть им все-таки удалось. Они просто возвращались мимо сцены. И в этот самый момент ведущий с сожалением сказал: «А сейчас, если так и не подошел Иванов Владимир…» Владимир чуть бутылку из рук не выронил — Какой такой Иванов?! Пока бегал за гитарой, кто-то спел песенку про матрасик с дырочкой в правом боку. Омич немного задумался о постороннем: «Один ежик тоже дырочкой в правом боку свистел… Зачем ежа с матрасом скрестили?» Волнение в душе возрастало и множилось на два — он не ожидал такого поворота, он не готовился, он вообще просто мимо проходил!..
Владимир решил, что будет петь, когда бежал назад с гитарой. Его песни «Брат» и «Все, как ты хотел» восхищенное жюри оценило восклицательными знаками в своих таблицах. Это был успех — его открыли.
Заключительный грандиозный концерт, на который приехали Юрий Шевчук, Олег Митяев и многие другие, проходил в ночь с субботы на воскресенье. Сцена парила прямо над Волгой. Ковер зрителей полностью накрыл песчаную гору, которая тут же засветилась огоньками. Кто ленился подыматься наверх, смотрел все на полотняных экранах внизу. Зрители уставились на водяную сцену, артисты — на светящуюся гору, и наверное, многие чувствовали себя счастливыми в эту ночь. Где-то на этой горе Лере и ее маме подарили очередной бублик за беспокойство. А Владимир запомнил на всю жизнь, как Юрий Шевчук один — с гитарой в руках — может творить чудеса… Домой уезжать не хотелось. А надо.