В книге публикуются воспоминания ветеранов, ведущих специалистов коллектива, рассказы о них. Два таких материала, подготовленные журналистом Л. Флаумом с участием главного технолога Б.И. Коржинского и ведущего конструктора Б.В. Фатеева, предлагаются вашему вниманию.
«АНГЛИЧАНЕ ДУМАЛИ, ЧТО МЫ РАБОТАЕМ ПОД ЗЕМЛЕЙ»
Он учился в сельской школе. Интересовался моторами. Поскольку самые мощные двигатели у самолетов, решил поступить в авиационный институт. Написал в Харьков. Стал студентом. Окончив вуз, получил назначение в Омск.
Когда вместе с однокашниками оказался в ОМКБ, большинство из них стали конструкторами, а Коржинский, пожалуй, единственный, — технологом. Предложили, уговорили, согласился. Главный конструктор М. М. Тимофеев умел подойти к молодым, убедить, заинтересовать.
Агрегаты для топливообеспечения и регулирования авиационных двигателей по конструированию и технологии — изделия самой высокой сложности. Чтобы с надлежащей микронной точностью, обеспечивая абсолютную надежность, изготовить детали ювелирных размеров, важно взаимодействие конструкторов и технологов. Первые должны знать возможности производства, вторые досконально представлять особенности конструкции -каждую деталь, их функции. Совместная работа начинается, когда чертежи еще на кульманах.
Но своей технологической профессии Б. И. Коржинский больше всего учился у опытных рабочих. Благодарен им за доброе отношение. Благодарен всем, с кем трудился, кто помогал вникать в чертежи, свойства материалов, понимать возможности оборудования, инструмента, разрабатывать техпроцессы, добиваться, чтобы они устраивали серийные заводы.
Борис Иосифович рассказывал: «Особую сложность представляют корпусные детали. Надо построить технологию так, чтобы на замыкающем размере все погрешности были сбалансированы, получилось то, что нужно. А некоторые детали обрабатываем под микроскопом. Да еще надо предвидеть, как поведет себя деталь, узел после ряда циклов работы в эксплуатации.
Да, однажды приехали к нам англичане с родственной фирмы. Показали им агрегаты на сборке. Заинтересовались: видят, что продукция не хуже, возможно, в чем-то лучше, чем у них. Повели гостей в механические цеха. Смотрят на станки, оборудование универсальное и не верят, что можно делать на таких агрегатах, которые им показали. Один спросил: «Наверное, у вас есть другое производство, под землей?» Потом подошли к рабочим, спрашивали, убедились, что ничего от них не скрываем», — так закончил свой рассказ технолог.
То, что англичанам казалось невозможным, как раз и достигается за счет высокого профессионализма специалистов и рабочих, умеющих найти выход даже в самых затруднительных положениях.
Б. И. Коржинский быстро вырос до заместителя главного технолога. Впоследствии стал руководителем технологической службы, много сделал для ее развития, активно участвовал во всей жизни предприятия. В 61 год, хотя и не хотелось, ушел на пенсию — сердце стало сдавать. Вспоминая пройденное, подчеркивал, что на другие предприятия работников ОМКБ всегда приглашали с повышением. Недаром они даже англичан сумели удивить.
Сейчас, как уже говорилось, предприятие наращивает объемы производства. Растет заработная плата. Требуются высококвалифицированные мастера своего дела. Им есть где развернуться, на чем себя показать.
МЕХАНИЗМЫ КАК МИКРООРГАНИЗМЫ
В самой ранней молодости с Б. В. Фатеевым случилось несчастье. На всю жизнь стал инвалидом. Ходит, опираясь на клюшку. И все-таки это не отняло ни энергии, ни фатеевской безоглядности, ни улыбки. Всегда готов поддержать шутку, в том числе над собой: «Мы, как хоккеисты — всегда с клюшками и всегда вперед!»
Рассказал: «Я работал в конструкторском отделе более 40 лет. Многим занимался, увлекался. Спорт, хоровое пение, вокал. Сам строил дачу, мастерил дома и у дочерей шкафы, стеллажи. Участвовал еще до травмы в параде физкультурников в Москве в 1947 году. Довелось однажды спеть лично для Юрия Гагарина. Но главное в жизни — конструкторская работа.
Тяга к ней от отца. Он трудился инженером в Забайкалье, техническим директором на заводе в Благовещенске. Сохранились его рисунки, технические эскизы. Отец здорово играл на разных музыкальных инструментах. В 1937-м без вины репрессирован. Посмертно реабилитирован.
Мы с матерью уехали в Омск от преследований. В 1944-м, после 7 классов я поступил в авиатехникум. После окончания стал конструктором. Начинал с довольно простых насосов для подачи масла. Нередко работали ночь напролет. На час-другой приляжешь и телефонисток с коммутатора попросишь в 5 утра разбудить.
Шаг за шагом, набираясь опыта, закончив вечерний институт, прошел путь до руководителя бригады и ведущего конструктора. Имею более 20 свидетельств на изобретения, орден «Знак Почета».
За что орден? Получилось так: за рубежом перестали принимать наши самолеты, так как к ним для взлета приходилось подвозить, подключать «пускач». А за границей прямо на борту монтировали вспомогательную силовую установку. Приходилось догонять. Коллективу ОМКБ, в частности моей бригаде, удалось с задачей справиться. Омскими агрегатами оснащаются «пускачи» почти всех отечественных самолетов. А ваш покорный слуга получил орден».
Хотелось понять, в чем соль конструирования систем управления реактивных двигателей. Разговора толком не получалось. Выходило, что ничего сложного. Любому, мол, известен детский «Конструктор». Берешь из набора детали и строишь, как задумал. Если чего-то не хватает, придумываешь сам. Только и всего.
На деле далеко не так. Но, если поддерживать шуточный тон, то попробуйте представить сложнейшую систему труб насосных станций, фильтров, резервуаров, которые обеспечивают водоснабжение такого города, как Омск. Условно говоря, создатели автоматики для управления авиадвигателя должны примерно такое хозяйство разместить, скажем, в коробке из-под обуви. Не случайно в ОМКБ шутят: размеры механизмов мы довели до микроорганизмов.
Причем водохозяйство работает в более-менее стабильных условиях, а в полете огромные нагрузки, перепады давления, температур и т. п. Такую сложнейшую аппаратуру, словно художник виртуозную картину, компонует Б. В. Фатеев. Не каждому это дано.