"ДАНАЯ", ВЕРНУВШАЯ ЭРМИТАЖУ "ДАНАЮ"

«ДАНАЯ», ВЕРНУВШАЯ ЭРМИТАЖУ «ДАНАЮ»

В День города омичи получили уникальную возможность увидеть копию знаменитой рембрандтовской Данаи ,принадлежащую 0мскому музею изобразительных искусствимени Врубеля. Оригинал же, как известно, экспонируется в залах Эрмитажа

Почему факт демонстрации картины так определенно относится к разряду экстраординарных? Почему омскую «Данаю» считают за честь принимать другие художественные музеи нашей страны?

Все ответы будут связаны с трагической страницей биографии рембрандтовской «Данаи», относящейся к 1985 году. Тогда маньяк, пришедший с обычными посетителями в Эрмитаж, облил шедевр голландского живописца серной кислотой. Сказать, что картина была сильно испорчена, — значит ничего не сказать. Крупнейшие специалисты мира считали, что великое полотно безвозвратно погибло.

Однако ленинградские реставраторы, искусствоведы, химики, физики, инженеры сделали невозможное: сохранили жизнь «Данае». И немаловажную роль в этом благородном деле сыграла копия картины, хранившаяся в Омске. Она, единственная среди шести представленных разными музеями страны полотен, была признана наиболее соответствующей оригиналу — и по размерам, и по своим художественным достоинствам.

Так что низкого поклона заслуживает филигранное мастерство неизвестного художника середины XIX века. Долгие годы его копия «Данаи» хранилась в музее Императорской академии, что несомненно свидетельствует о высокой оценке выполненной в те времена живописцем работы. В 1927 году в числе многих других полотен «Даная» была передана в омский Западно-Сибирский краевой музей. И целых 30 лет эта картина была в постоянной экспозиции нашего музея. Но ее не только с удовольствием рассматривали посетители, которым не удалось побывать в Эрмитаже. «Даная» служила великолепным учебным материалом для начинающих художников, и в зале, где она демонстрировалась, частенько сидели студенты худ-графа, постигающие секреты мастерства великого Рембрандта именно через эту картину.

Затем на целых 30 лет полотно перестало существовать для многочисленных посетителей омского музея. Его отправили в запасники. И только драма 85-го заставила вспомнить о ссыльной картине.

В итоге омская «Даная» провела в эрмитажных мастерских целых двенадцать лет. Именно столько длилась реставрация изуродованного подлинника знаменитого полотна.

Сейчас восстановленная «Даная» заняла свое место в Рембрандтовском зале крупнейшего музея мира — Эрмитажа. Ее теперь закрывает специальное стекло. Но потери, понесенные картиной, увы, очевидны для всех.

Поэтому такой уникальной является «Даная» из Музея Врубеля. Она в гораздо большей мере соответствует той, прежней картине, украшавшей коллекцию Эрмитажа. И она заслуживает огромного уважения за ту спасительную миссию, благодаря которой и воскресла подлинная «Даная» Рембрандта.