ЧТОБЫ ПАМЯТЬ НЕ СТАЛА ОПЕЧАЛЕННОЙ

ЧТОБЫ ПАМЯТЬ НЕ СТАЛА ОПЕЧАЛЕННОЙ

В дни, когда праздновалась очередная, 286-я годовщина Омска, произошло событие, быть может, не очень заметное среди шумных праздничных торжеств. А между тем, значимость его для города, по большому счету, просто огромна. На бульваре Мартынова, в той исторической части города, которая именовалась Казачьей слободой, была торжественно заложена аллея омских литераторов

Впрочем, казенное слово «торжественно» как раз и не передает особую волнующую атмосферу этой церемонии. Ведь в свое время общественность города долго добивалась увековечения памяти замечательного нашего земляка — поэта Леонида Мартынова, воспевшего родной город и в стихах, и в прозе. Теперь хоть не стыдно перед современниками и потомками: удалось избежать упреков в равнодушном пренебрежении к человеку, составляющему бесценное духовное наследие омичей.

Следующим шагом стало водружение на бульваре памятного камня капитану Воздушных фрегатов. Инициатива тут исходила от общества коренных омичей, возглавляемого неутомимым Владимиром Ивановичем Селюком. Правда, в течение года дважды разбивалась плита с именем Леонида Мартынова, и, как водится, никто за руку пойман так и не был. Но в негласном противостоянии вандалов и нормальных омских граждан, которых представляли активисты общества коренных омичей, победили патриоты своего города.

В этом, видимо, большая разница между общественным движением, рожденным, как это любят говорить чиновники, снизу, и неповоротливым бюрократическим аппаратом. Последнему, чтобы принять решение, требуется куча бумажек с согласованиями и резолюциями. А наше ОКО, поставив цель запечатлеть имя Мартынова, чтобы следующие поколения омичей знали, в чью честь назван бульвар, — этой цели добились вопреки всему.

И теперь вновь надпись «Капитану Воздушных Фрегатов» украшает памятный камень. Но на этот раз слова признательности выбиты прямо на валуне. Историческая справедливость восстановлена, и можно только сказать спасибо обществу коренных омичей, проявившему такую последовательность и упорство в деле, касающемся всех омичей.

Но это был хотя и основополагающий, но только первый шаг в реализации родившейся следом идеи об аллее омских литераторов. 3 августа на бульваре была открыта памятная плита в честь еще одного известного омского поэта, прозаика, публициста Георгия Вяткина. В честь Георгия Андреевича заложен белый гранитный камень, а надпись предусмотрительно выбита прямо на нем.

По замыслу главного родителя идеи аллеи Владимира Селюка новые имена омских литераторов будут появляться на разных камнях, отражающих разность характеров и творческих стилей этих людей. А список знаменитостей в общем-то не маленький. Если вспомнить, что только в начале 20-х годов прошлого века в Омске вместе с Вяткиным жили и творили такие талантливые писатели, как А. Сорокин, ф. Березовский, А. Ершов, П. Драверт, А. Оленич-Гнененко, В. Иванов, И. Шухов. А в 30-е появились П. Васильев, Е. Забелин,чуть позже Я. Озолин, С. Залыгин, В. Утков.

Одним словом, выбирать есть из чего, ведь это только довоенное время… Стоит заметить, что общество коренных омичей — это отнюдь не сообщество состоятельных людей. Да и по масштабу его не сравнить с численностью множества политических партий и объединений. Всего около ста семей, как правило, тех самых многострадальных бюджетников — врачей, учителей, преподавателей вузов, инженеров. А своими конкретными делами без громкой, заметьте, рекламы ОКО давно обошло политизированные структуры.

И что-то не рвутся обществу помогать люди с тугим кошельком. Владимир Селюк деньги собирает среди своих единомышленников, кое-что удается сделать бесплатно. Например, привезти на тот же бульвар каменный валун. Кому-то идеи Селюка кажутся чуть ли не экстравагантными и вообще бесполезными. Но такие маленькие музеи под открытым небом — самая действенная форма просвящения населения. Кому-то недосуг пойти в музейные залы. Кто-то вообще туда дороги не знает. А по тому же бульвару Мартынова проходят тысячи людей. И даже если они просто прочитают надписи на памятных камнях, уже появится представление о наших знаменитых земляках.

Один из сборников стихов Георгия Вяткина, изданный в мятежном семнадцатом году в Петрограде, назывался «Опечаленная радость». Может, это было одно из предчувствий своей трагической судьбы, — а художники наделены тончайшей интуицией, — но как бы хотелось, чтобы радость открытия в Омске памятного камня этому удивительному человеку оставалась ничем не опечаленной и не омраченной. Теперь дело каждого из нас — любовно и бережно относиться к литературной аллее и никому не давать ее осквернить.