РЕМОНТ, КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ…

Крылатый Гений, венчающий Академический театр драмы, нынче возвышается над строительными лесами. Ремонт, о необходимости которого так долго говорила городская общественность, наконец-то совершается

На 2002 год было выделено 30 миллионов рублей — и это только небольшая часть средств, которые понадобятся, чтобы старинное здание вновь заблистало во всем своем великолепии.

Похоже, нынешнее дождливое лето все же внесло коррективы в ход реконструкции театра. Планировалось укрепить фундамент здания (это проблема крайней важности), а также установить пожарно-охранную сигнализацию. Также было намечено наладить систему теплоснабжения (к началу отопительного сезона) и завершить штукатурные работы на фасаде здания. Но уже сейчас понятно, что график отстает от заданных темпов, хотя надежды все-таки сохраняются…

А какие строительно-ремонтные метаморфозы происходили с этим зданием на протяжении его почти столетней биографии?

Один из первых ремонтов производился в театре спустя шесть лет после его открытия, в 1911 году. И не потому, что отделка театра обветшала, а просто город по-хозяйски относился к зданию, ставшему одним из символов Омска. В тот год вновь побелили стены и потолки, покрасили полы, а в двух уборных настлали метлахскую плитку. Сюда же вошли асфальтовые работы вокруг театра, и была сделана пристройка к электростанции театра, утверждена смета на постройку кирпичной стенки в магазине Селезнева.

Три года спустя замостили на городские средства подъезды театра и торгового корпуса «камнем в 3 вершка 750 квадратных саженей».

Но время шло, и со дня открытия театра оказалось, что здание тесно. И после неоднократных обращений театральной дирекции городская дума разрешила сделать пристройку к заднему фасаду для склада декораций. Эти работы были осуществлены в 1915 году. И в таком виде здание театра сохранилось до начала нынешнего столетия.

Следующим строительным этапом стали 1932-33 годы. Тогда из театрального здания убрали магазины, а за счет этого был расширен вестибюль, пробиты двери на боковых лестницах, а ранее изолированная галерея была соединена с буфетом и фойе. Удалось оборудовать новые театральные мастерские.

Кстати, поворотный круг на сцене появился еще в 1927 году, когда в театре ставили спектакль Киршона «Рельсы гудят». Ну а в тридцатые годы в котельной театра были установлены котлы. И на этом довоенные реконструкции и закончились.

Следующим, наиболее заметным стал 1958 год, когда были сделаны перестройки в подвале (с установкой душевой комнаты), произошли некоторые изменения в зрительном зале, бельэтаже и во втором ярусе. А на территории, прилегающей к театру, был снесен жилой одноэтажный деревянный дом еще дореволюционной постройки, а границы участка театра были обозначены сплошным тесовым забором.

В 1964 году основательно реконструировали сценическую коробку, сменили технологическое оборудование сцены, электроосветительное оборудование. Десять лет спустя к театру пристроили помещения мужских гримерок, репетиционный зал и столярный цех. Далее работы в основном касались косметического ремонта и перепланировок вспомогательных помещений театра.

Зато начало девяностых принесло немало перемен. В театре тогда была построена малая сцена, новые цеха, сделана реконструкция закулисной части, полностью заменена отопительная система, появилась и своя маленькая гостиница, а театральные службы были компьютеризированы.

Дело было за капитальной реконструкцией, которая бы затронула и зрительскую часть театра — зал, ярусы, фойе — и облагородила фасад. Разумнее всего было такой ремонт произвести к 125-летию театра, которое отмечалось весной 1999 года. Но тут вмешались обстоятельства, весьма далекие от деловых подходов…

Но все-таки ремонт идет. Хотелось бы надеяться, что все проблемы будут преодолены и великолепное здание театра вновь станет украшением архитектурного облика Омска.