И какой же русский не любит цыганской песни. Так, чтобы душа развернулась во всю ширь под бешеный гитарный перебор, потом заплакала — и снова впала в отчаянное веселье… Впрочем, почему только русский? Когда перед началом работы над картиной «Очи черные» Никита Михалков попросил героев наших сегодняшних заметок встретить как положено прибывшего на съемки итальянца Марчелло Мастроянни и грянул цыганский хор, знаменитый актер не смог сдержать слез от нахлынувших чувств…
«Ромэн»
В семье Александра Александровича Митрошенко, или Сан Саныча, как зовут его друзья и знакомые, кажется, поют и танцуют все. Даже двухлетняя внучка Августина, как только просыпается утром, сразу требует, чтобы дед брал в руки гитару, и по часу танцует, отбивая себе такт бубном. Сразу видно: еще одна артистка растет. Одним словом, не семья, а настоящий цыганский ансамбль «Роман». Именно под таким названием коллектив Митрошенко и выступал около двух десятков лет.
В Омск Сан Саныч перебрался относительно недавно из столицы суверенного Казахстана города Астаны, где прожил многие годы. Хотя слово «прожил» в данном случае можно употребить лишь условно. Артисты и цыгане, а тем более цыгане-артисты, на одном месте редко живут. «Роман» исколесил с гастролями весь Советский Союз.
Его хорошо знали в столичном Госконцерте, привлекали к работе в агитпоезде ЦК КПСС, приглашали выступать в передаче «Шире круг» на центральное телевидение. Одно время «Ромэн» работал в Москве в знаменитом театре Николая Сличенко с таким же названием. Кстати, «Ромэн» в переводе на русский и означает «цыган».
— Школа была великолепная, -вспоминает Сан Саныч, — а вот платили артистам гроши. Ну как, скажите, в Москве можно было прожить на 90 рублей в месяц? Но работа в театре Сличенко считалась престижной, а с материальной стороны артистов, случалось, выручали зарубежные гастроли.
Родился Сан Саныч в Новосибирске. Мама — русская, балерина, работала в очень известном тогда столичном коллективе Николая Жемчужного. Отец — настоящий таборный цыган. Семья по обычным меркам большая, а по цыганским — в самый раз: у Митрошенко восемь братьев и три сестры. Ничего удивительного в том, что многие из них оказались на сцене, конечно же, нет.
И жену себе Сан Саныч нашел под стать. Хотя, если быть точным, не нашел он Августину Ивановну, а украл. Самым натуральным образом. И притом на территории Омской области -в Исилькуле. Задним числом с ее родителями, разумеется, договорился, но что было, то было — цыганский ансамбль «Ромэн» начался с такой вот романтической истории.
Августина Ивановна уже тогда профессионально танцевала, а Сан Саныч, тоже поначалу выступавший в танцевальном жанре, вскоре взял в руки гитару и с тех пор не выпускает ее из рук. Инструмент, кстати, у него редкий — изготовлен из палисандра в 1888 году известным немецким мастером Циверманом. Сказать, что отношение к этой гитаре в доме трепетное — почти ничего не сказать.
«Табор уходит в небо»
Отдельная история — взаимоотношения коллектива Сан Саныча и всей его многочисленной творческой родни с кинематографом. Кто не видел популярнейший советский фильм Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо»? Так в нем играют и поют артисты из группы Митрошенко. И сам Сан Саныч появляется в кадре. А симпатичная черноглазая девочка-цыганка, которая наверняка запомнилась зрителям, поскольку ее постоянно показывали крупным планом, — сестра Сан Саныча Аленка. Теперь Аленка, конечно, выросла, она артистка, выступает в Москве.
Совместная работа с Никитой «Михалковым началась с фильма «Жизнь и смерть Грибоедова», к которому группа Митрошенко озвучивала музыку. Потом были «Очи черные» с Марчелло Мастроянни в главной роли, где тоже звучит немало цыганских песен.
Брат Сан Саныча Дмитрий снимался в «Жестоком романсе» Эльдара Рязанова. Сцены загулов Паратова (роль сыграл Никита Михалков) с цыганами -одни из самых ярких в фильме. А записанная на пластинку песня «Мохнатый шмель на душистый хмель…» в сопровождении цыганского хора разошлась миллионными тиражами.
На прошлой неделе телевидение в очередной раз показало фильм «Мужики» с актером Александром Михайловым в главной роли. Помните немого пацана-цыганенка, который вдруг заговорил в финале картины? Так это племянник Сан Саныча Мишка. Сейчас Мишке уже 27, несколько лет назад он женился.
Свадьбу эту снимали на видео, и Сан Саныч кассету мне прокрутил. Там оказалось немало легкоузнаваемых лиц. Например, попал в глазок видеокамеры всё тот же актер Михайлов. Бурным весельем было отмечено появление Никиты Михалкова. После традиционной цыганской здравицы в его честь Никита Сергеевич махнул здоровенный фужер водки, грохнул хрусталь об пол и повторил свой номер с цыганами из «Жестокого романса». После чего поклялся в любви и верности всем присутствующим…
«Мы просто соскучились по зрителям»
Иные времена — иные песни. После распада СССР артистам -хоть цыганским, хоть русским -жить стало гораздо тяжелее. Между новоиспеченными государствами появились границы, развалилась система Госконцерта, а выехать целым ансамблем на гастроли вообще стало невозможным делом из-за дикой дороговизны поездок. К тому же Сан Саныч наполовину русский и родина его -Россия. Потому и было принято на семейном совете решение перебираться из Астаны в Омск.
В Омске Митрошенко начал создавать свой ансамбль «Ромэн», по сути, заново. С творческой стороны особых проблем не возникло. Опыт работы на сцене у Сан Саныча огромный, а костяк ансамбля по-прежнему составляет его собственная семья. Но привлекает он и других профессиональных артистов. Кроме того, Августина Ивановна набрала группу цыганских девочек — упорные занятия с ними тоже принесли свои плоды.
Основу репертуара коллектива составляют, конечно же, цыганские песни и танцы, но исполняет «Ромэн» и русские романсы, и греческие песни, и джазовые композиции. Причем на высоком профессиональном уровне — непрофессиональных артистов у Митрошенко просто нет. Если надо, коллектив может в одночасье разрастись как численно, так и в репертуарном плане — по первому зову готовы приехать родственники и друзья Сан Саныча, выступающие на различных сценах, в разных городах. Скажем, два месяца работал с ансамблем Александр Хрусталев. Его имя хорошо было известно в СССР, и он до сих пор является одним из лучших цыганских танцоров в стране. Надо просто видеть, как Хрусталев работает на сцене.
Увы, необходимость трубить большой сбор возникает редко. Хотя в принципе Митрошенко в Омске уже знают. Случается, «Ромэн» приглашают на торжественные мероприятия солидные чиновники. Время от времени группа выступает в элитных омских ресторанах и ночных клубах, но всё это разовые заказы, и средств к существованию они, по сути, не дают. Даже неудобно говорить, сколько получает за выступление профессиональный цыганский ансамбль.
В общем, к разряду новых русских, а точнее, новых-цыган Сан Саныч явно не относится. Как и что нужно делать на сцене, он знает хорошо, а вот бизнесмен из него, по-моему, получается неважнецкий. Хотя, наверное, есть к тому и объективные обстоятельства.
Сегодня многие известные исполнители зарабатывают свой кусок хлеба в ресторанах, развлекая жующую и выпивающую публику. А где еще? Во всем мире так. А с недавних пор и у нас. Некоторые родственники Сан Саныча работают в лучших московских заведениях. Например, сестра Наташа с мужем постоянно выступает в ресторане гостиницы «Россия». Но какие кошельки у публики в Москве — и какие в Омске. Да, в нашем городе ресторанный бизнес тоже развивается достаточно энергично, но редко кто из хозяев открывающихся заведений отдает предпочтение живой музыке. Видимо, из соображений экономии.
По большому счету, Сан Санычу не очень-то по душе петь в ресторанах. Еще меньше это нравится его сыну — тоже Сан Санычу, солисту ансамбля «Ромэн». Парню хочется петь и танцевать на настоящей сцене, что удается нечасто.
-Но если честно, — говорит старший Сан Саныч, — мы готовы выступать везде, куда нас позовут. И дело не в куске хлеба — мы просто соскучились по своему зрителю. Мы же всё равно собираемся и поем каждый день. Для друзей, для себя. Потому что это — наша профессия. А точнее — образ жизни…