ТЕНЬ НА ТАРИФНЫЙ ПЛЕТЕНЬ

Прокуратура Омска отменила решение о повышении тарифов, но мэрия слушает только администрацию

Депутаты-коммунисты Омского горсовета обратились, как известно, в городскую и областную прокуратуру, а также в мэрию по поводу незаконного повышения тарифов на транспорте в г. Омске. Казалось бы, чего проще — вернуться к букве закона и, соблюдая права граждан, решить проблему как полагается. Но это же столько хлопот бедному чиновнику и власти, которую он обслуживает! Видимо, чтобы не утруждать себя этим, и решили в чиновничьих кабинетах, что куда проще выудить из законодательства хоть какие-то зацепки, чтобы оправдать незаконное повышение тарифов и продолжать оплачивать проблемы транспорта за счет горожан.. Говорят, среди чиновничьего братства даже конкурс объявили на лучший юридический изыск…

Так или иначе, но творчество чиновников, как оказалось, не знает границ, если надо подфартить власти.

Первым в этих рядах оказался департамент транспорта городской администрации. На трех страницах машинописного текста первый заместитель директора этого ведомства г-н Осинский доказывал депутатам, что повышение тарифов обосновано. В основу своей законодательной гипотезы этим господином из департамента транспорта городской администрации был положен …Устав автомобильного транспорта Российской Федерации. Вам не напоминает это пляски от собственной печки?

В своем ответе О. Осинский долго доказывал депутатам, что тарифы повышать может только губернатор: «Ссылки на законодательство, регулирующее деятельность представительных органов местного самоуправления, которым предоставлено право установления цен и тарифов на услуги, оказываемые организациями, находящимися в муниципальной собственности, в данном случае не может быть применено». И дальше продолжает городить свой огород, где что-то вроде бузины, но только про государственное регулирование тарифов на пассажирские перевозки, которые якобы могут осуществлять …лишь государственные органы власти, а не органы местного самоуправления…»

Наверное, много времени пришлось потратить этому господину на подобные хитросплетения, которые не имеют под собой никакой юридической основы. Не лучше ли было бы с таким же усердием поискать резервы эффективного использования вверенного департаменту транспорта?

Но его, что называется, круто обошел А. Стерлягов, первый заместитель мэра, приславший депутатам горсовета постановление комиссии по чрезвычайным ситуация, подписанное 23 августа первым заместителем мэра А. Стерляговым. Оказывается, на городском пассажирском транспорте сложилась чрезвычайная ситуация (а бедные омичи и не знали об этом…). Читаешь его и невольно ловишь себя на мысли: что же было сначала: курица или яйцо? Почему сначала повысили тарифы, а потом объявили о чрезвычайной ситуации, о том, что в городе арестованы счета основных перевозчиков (интересно, какого числа?), кредиторская задолженность составляет 272, 9 млн. рублей, исчерпаны все резервы (например, какие?) по привлечению дополнительных средств?! И резюме: «Непринятие экстренных мер по улучшению финансового положения муниципальных автотранспортных предприятий может привести с 1 сентября 2002 года к чрезвычайной ситуации — остановке работы городского пассажирского транспорта». Выходит, что не спасли положение дел на транспорте и кошельки горожан, платящих с 18 августа на две трети больше, чем раньше, раз к 1 сентября стало еще хуже? Значит, не в тарифах дело?!

Не правда ли, много нестыковок в этих двух документах, писаных под крышей одного и того же ведомства — городской администрации, и, что самое важное, — по одному и тому же вопросу?!

И тут, как луч света в этом темном царстве законотворческого блуда, — появление ещё одного документа в адрес депутатов-коммунистов. От 27 августа и опять же от первого заместителя мэра А. Стерлягова, где он сообщает, что изданный департаментом транспорта указ по повышению тарифов во исполнение рекомендательного указа губернатора отменен прокуратурой города Омска (основания, выдвинутые прокуратурой, А. Стерляговым умалчиваются, а самим депутатам прокуратура ответа пока не дала). Оказывается, 22 августа городская администрация получила представление прокуратуры об устранении имеющихся нарушений. Далее следовала такая фраза:» В представлении предлагалось принять меры по нормативному урегулированию отношений, связанных с перевозками пассажиров…, принимая во внимание, что Омский городской Совет на сегодняшний день фактически не приступил к исполнению своих полномочий». Какие меры рекомендовала прокуратура — остается за кадром.

Возможно, городская администрация, кроме представления об устранении недостатков, получила от юристов совет, как спасти честь чиновничьего мундира в сложившейся ситуации. На мысль об этом наталкивает следующее. Постановление о чрезвычайной ситуации на городском пассажирском транспорте родилось на следующий день после представления прокуратуры. Значит, понадобилось оно городской администрации только лишь для того, чтобы на фоне чрезвычайности попытаться оправдать незаконное решение о повышении тарифов на транспорте и перекинуть мостик к закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Раньше о такой возможности мэрия не догадывалась, выходит, не знала?

Но еще больше удивляет пункт второй в этом же постановлении, которым комиссия обязывает директора департамента транспорта… подготовить для внесения в установленном порядке в Омский городской Совет проект решения об изменении тарифов на проезд в городском пассажирском транспорте. Лихо, не правда ли? Обратите внимание, что все обоснования в каждом из названных документов даются задним числом. Сначала с горожан, образно говоря, сняли голову, а теперь объясняют, почему надо поплакать по волосам, некогда произраставшим на ней…

Но это еще не все. 28 августа на свет божий появляется еще одно постановление. Теперь уже мэра Е. Белова — «Об индексации тарифов на проезд в муниципальном пассажирском транспорте», где рекомендательный указ губернатора мэрия на фоне чрезвычайности и ситуации, сложившейся в Омском горсовете, объявляется действующим до принятия …соответствующего решения городского Совета.

Вот такую очередную махинацию пришлось организовать остапам бендерам от власти, чтобы незаконному опустошению кошельков горожан придать видимость законной «экспроприации». Кто у нас в области будет разбираться, действительно ли чрезвычайное положение на транспорте?!

Но, видимо, в спешке чиновники не учли, что в чрезвычайных ситуациях населению полагается и государственная помощь, и помощь региональной, и муниципальной власти, то есть по закону для устранения чрезвычайного положения на транспорте надо раскошелиться в первую очередь власти, специальным фондам, а не горожанам. Увы, в Омске чиновникам на заботы горожан, где взять деньги на проезд, давно наплевать: у них зарплата в несколько раз выше средней статистической по нашему региону.