5 сентября 2002 года Омское отделение Народной партии России начало сбор подписей в пользу принятия поправок к закону «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ». Суть изменений вносимых Народной партией в том, что повышение тарифов на эти услуги должно происходить одни раз в год до того, как будет принят закон о бюджете на новый финансовый год. Повышение тарифов после принятия бюджета должно произойти только в том случае, если законодательный орган внесет соответствующие корректировки в текущий бюджет. Энергетики говорят, что если эти поправки примут, то вся энергетическая система страны будет похоронена.
Тарифы — наша общая боль
Сегодня только ленивый политик не пользуется тем, что в Госдуме обсуждается пакет законопроектов о реформе энергетики. Повысить рейтинг какой-либо политической партии очень просто, надо только надавить электорату на самую больную точку, а именно повышение тарифов. В частности, Народная партия России проводит всероссийскую акцию. В людных местах нашего города (и во многих других городах) местному населению предлагают подписаться за то, чтобы тарифы на электроэнергию повышались только один раз в год.
И это не первый случай, когда энергетику используют в целях политических. Вспомним повышение тарифов на электроэнергию в Омской области в начале года. Энергетики, зная, что 2001 год они заканчивают с убытком, а впереди грядут летние ремонтные работы, подали прошение в РЭК о повышении тарифов с 1 января на 20%. Тарифы были повышены только с 15 апреля, а отопительный сезон, период, когда Омскэнерго получает основные доходы, уже закончился. Вопрос как будет проводиться ремонт теплотрасс и ТЭЦ, никого не интересовал. Потому что именно в этот период политики готовились к выборам, а пойти на столь непопулярный шаг, как повышение тарифов, они пойти не могли. Компания вынуждена прибегнуть к заимствованию кредитов, обслуживание которых не учитывает РЭК в тарифах, а это сумма порядка 120 млн рублей.
Бег с препятствиями
Однако вернемся к тем поправкам, которые предлагает Народная партия, в законе «О госрегулировании тарифов…». Главным своим достижением политики считают то, что тарифы будут увязаны с бюджетом. То есть если энергетикам надо повысить тарифы, то они обращаются в РЭК. Комиссия рассматривает доводы энергетиков и дает добро. Далее, если бюджет уже принят, либо Госдума, либо Законодательное собрание (если речь идет о субъекте федерации), в свою очередь также должны рассмотреть все расчеты энергетиков, уже одобренные РЭКом. Ну а потом дело за малым, законодателям надо будет внести соответствующие поправки в уже принятый бюджет, если они, конечно, будут внесены. Но о каких процедурах формирования тарифов может идти речь, если сегодня утвержденные бюджеты разных уровней не исполняются. Сегодня задолженность по бюджетам перед Омскэнерго составляет: федеральный — 57 млн рублей, областной — 80, а городской — 208 млн рублей. Да и сам бюджет зачастую принимается с большой задержкой.
Если такая процедура энергетиков не устраивает, то им надо до принятия бюджета предположить на сколько, по их мнению, за год вырастет стоимость на топливо, железнодорожные перевозки, и представить свой прогноз опять же в РЭК. Только вот как делать это прогнозирование не понятно. На сколько за год может вырасти, например, цена на газ, а его стоимость не замораживается никаким законом, предположить трудно. К тому же даже если и сделать этот прогноз, трудно предположить, что РЭК согласиться принять такой тариф. Ведь сегодня энергетическая комиссия зачастую не принимает даже фактические расходы Омскэнерго.
А какой будет финал?
В случае принятия этих поправок энергосистема страны обречена на вымирание. С начала 90-х годов и по сей день наша энергетика из-за госрегулирования, по сути, субсидирует остальные отрасли российской экономики за счет искусственно заниженных тарифов на свою продукцию. В течение 1990-2001 гг. цены на промышленную продукцию по стране росли быстрее энерготарифов в 1,5 раза, а цены на топливо (газ, уголь, мазут) — в 2,8 раза.
Для наглядности посмотрим, как менялись цены на самые жизненно необходимые товары и услуги. Хлеб и молоко подорожали примерно в 40 раз, картофель в 50-60 раз, бензин более чем в 100 раз, проезд в общественном транспорте более чем в 100 раз. К примеру, средняя цена на проезд в городском транспорте обходился в 4 копейки, ровно столько же стоила электроэнергия для населения. Сегодня проезд вырос до 5 рублей, а электроэнергия для населения стоит лишь — 70 копеек. В целом прожиточный минимум вырос в 30-35 раз. А тарифы на электроэнергию для населения увеличились лишь в 17 раз. Такой дисбаланс до поры до времени обеспечивался запасом прочности энергетической отрасли.
Однако сегодня этот резерв практически исчерпан. Износ оборудования омской энергосистемы достигает 65%. Конечно, ведутся капитальные и текущие ремонты, и оборудование поддерживается в рабочем состоянии. Но всему есть предел. Так что постепенное доведение энергетических тарифов до экономически обоснованных величин неизбежно. Сегодня повышаются объемы производства в отечественной промышленности, а это повлечет увеличение энергопотребления. Вопрос в том, смогут ли полуразрушенные энергетические предприятия обеспечить потребности растущей промышленности. Может быть, Народной партии стоит попытаться найти ответ на этот вопрос, а не вводить в заблуждение народ и не проталкивать с помощью его подписей закон, который приведет к краху всю нашу энергосистему.