6 сентября состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО «Омское машиностроительное конструкторское бюро». В повестке дня был лишь один вопрос — выборы совета директоров. На собрании зарегистрировалось 50,5% акционеров, избравших новый совет, в который не вошел ни один работник МашКБ. На первом же своем заседании совет отправил в отставку генерального директора предприятия Андрея КУЛЬКОВА.
Борьба за выживаемость
Некогда Омское машиностроительное конструкторское бюро и омский агрегатный завод работали в одной связке. Конструкторы разрабатывали новые модификации авиационной топливной аппаратуры и передавали их соседям для массового производства.
Самолетов тогда в СССР выпускалось много — больше, чем во всем остальном мире. Однако пришла перестройка и вместе с ней резкое падение объемов производства. Новые авиалайнеры стали штучным товаром, а значит, заработать на потоке стало уже трудно. Основные деньги авиастроителям стал давать ремонт.
МашКБ, потеряв заказы, тоже ухватилось за этот рынок: благо, парк действующей техники уменьшился так, что для ремонта топливной аппаратуры стало вполне хватать не такого уж маленького опытного цеха конструкторского бюро. А так как все предыдущие годы агрегатный и КБ работали для одних и тех же типов самолетов, они стали конкурентами на рынке ремонта. Заказчики знали, что в Омске можно отремонтироваться в любом из этих двух предприятий, и пользовались этим, сбивая цены. По оценкам специалистов, только на демпинге каждое из ОАО потеряло в прошлом году по миллиону долларов.
В состоянии некоего вымирающего динозавра оказался Омскагрегат. Он больше и неповоротливее. Расходы на содержание основных фондов у него немаленькие. Тем более что инженерная мысль конструкторов КБ высекла остроумную идею: в документацию топливной техники вносились несущественные изменения, которые утверждались генеральным конструктором самолета. А значит, при последующих ремонтах должны были ставиться только модернизированные детали. Но документацию на них МашКБ не передавало серийщику Омскагрегату. Вытесняя тем самым того с рынка ремонта.
Плюс к этому завод лишался будущего: возможных заказов на топливную аппаратуру для перспективного пассажирского авиалайнера ТУ-204. Ее-то как раз КБ было не в силах изготавливать самостоятельно, поэтому оно передало документацию серийному заводу. Но не омскому, а московскому.
Именно поэтому руководство Омскагрегата, проанализировав ситуацию, стало искать союзников среди акционеров МашКБ и скупать его ценные бумаги самостоятельно: если не удастся договориться, необходимо взять конкурента под контроль.
Заводу удалось сконцентрировать пакет акций МашКБ немногим меньше 50% и потребовать внеочередного собрания, чтобы полноценно войти в совет директоров ОАО.
Динозавр показал когти
6 сентября акционеры, работающие на МашКБ и близкие к ним, в работе собрания не участвовали. Это было логично. Накануне в обеспечение иска Первомайский районный суд запретил голосовать сторонникам Андрея КУЛЬКОВА довольно большим пакетом акций. Так что при участии в собрании они бы приобрели в совете директоров незначительное количество мест. Ставка была сделана на то, что их противники не наберут кворума. Однако они совершили ошибку: при регистрации были учтены две доверенности от сторонников КУЛЬКОВА на 21 440 голосов, вместе с которыми набралось 50,5. Что и решило дело.
К концу собрания были привезены бумаги с отказом от этих доверенностей, но было уже поздно. В совет директоров МашКБ были избраны генеральный директор ОАО «Омскагрегат» Сергей МОРЕВ, его заместитель Евгений ШИШКИН, генеральный директор ООО НПК «Интермоторинвест» Борис ГОЛЬДФАЙН, его заместители Виктор БЫКОВ и В.ШЕХТЕР, зам. руководителя ОАО «Моторостроительное конструкторское бюро» Владимир УСТЮГОВ и директор ООО ЮФ «Магистр» Игорь ПОПОВ. В тот же день прошло первое заседание нового совета, который прекратил полномочия прежнего генерального директора Андрея КУЛЬКОВА и назначил нового — Виктора МИРОШНИКОВА, некогда работавшего в МашКБ секретарем парткома.
Происхождение видов
Понятно, что нового руководителя на территорию предприятия не пустили. Он попал туда лишь 11 сентября вместе с судебными приставами, имея на руках исполнительный лист из арбитражного суда в обеспечение иска (судья ШТАНЕНКО) о запрете прежнему руководству МашКБ издавать любые приказы и распоряжения, проходить на территорию, распоряжаться имуществом и так далее.
Однако 13 сентября тем же приставом был вручен другой исполнительный лист того же арбитражного суда (судья О.ЗОРИНА), в котором (тоже в обеспечение иска, но иного) запрещалось Виктору МИРОШНИКОВУ осуществлять должностные функции и выполнять какие-либо действия в качестве должностного лица МашКБ. С учетом этого документа новое руководство конструкторского бюро было вытеснено с территории предприятия. А функции управления ОАО временно взял на себя прежний заместитель КУЛЬКОВА по экономике Леонид ШТЕРЕНБЕРГ.
16 сентября в МашКБ состоялось собрание трудового коллектива, которое приняло обращение к губернатору Омской области, мэру города, прокурору и начальнику Управления ФСБ. В этом обращении акционеры от Омскагрегата были обвинены в фальсификации итогов собрания от 6 сентября. Имелась в виду правомерность учета доверенности на упомянутые 21 440 голосов.
17 сентября в газете «Вечерний Омск» было напечатано объявление о созыве буквально на следующий день, 18 сентября, внеочередного собрания акционеров с повесткой дня: выборы совета директоров.
18 сентября на собрании не было зарегистрировано кворума. А присутствовали на нем только сторонники Андрея КУЛЬКОВА. Следующее внеочередное собрание назначено на 11 октября (информация о нем опубликована в «Вечернем Омске» 20 сентября), согласно закону кворум на нем определен в 30% от числа акционеров.