«СМУТНОЕ» ВРЕМЯ

Омичи по-прежнему в недоумении по поводу неработающего городского Совета. Понять причины их нарастающего беспокойства несложно: в этот период у города, как обычно, много насущных проблем - подготовка к зиме, финансирование социальной сферы, формирование бюджета будущего года

Однако, похоже, группа депутатов от КПРФ предпочла вместо конструктивной работы в интересах горожан политические разборки, лишь бы не отступать от «линии партии на полную и окончательную победу»…

Вот и на приглашение редакции газеты принять участие в разговоре за «круглым столом» (не в стенах мэрии, не в залах на Думской, 1, а на «нейтральной» территории) о проблемах взаимодействия двух ветвей власти, путях выхода из кризиса представительного органа местного самоуправления коммунисты в лице своего лидера Н. Куторгина ответили категорическим отказом. И тем не менее разговор состоялся. В нем приняли участие депутаты Александр ЦИМБАЛИСТ, Василий МАМОНТОВ, Любовь НЕКЛЮДОВА, Николай КОСТЯКОВ и бывший депутат горсовета, ныне первый заместитель главы администрации Октябрьского округа Михаил ПЕНКИН.

Корр.: Александр Владимирович, вы работали в прошлом созыве, у которого тоже далеко не просто складывались отношения и между депутатами, и с горадминистрацией. И все же горсовет работал…

А. Цимбалист: Действительно, в прошлом составе приходилось наблюдать самые неординарные ситуации. Случались и критические моменты: достаточно вспомнить заседание, на котором Совет отказался дать слово трем вице-губернаторам. Такая тактика была в корне неправильной. Но и это противостояние преодолели, горсовет стал работать более конструктивно (да и опыта к концу срока прибавилось). Думаю, что мэр Евгений Белов это почувствовал — депутаты подставили ему свое плечо. Да, с одной стороны, ему было крайне трудно — в юроде накопилась масса проблем, но, с другой стороны, — ему было чуточку проще их решать, потому что горсовет в рамках своей компетенции принимал решения, предлагал взвешенные и обдуманные варианты выхода из критических ситуаций. И речь в данном случае не о каких-то уступках, одолжениях, а о совместной работе в интересах омичей, наших избирателей.

Считаю, что позиция, которую заняла часть нынешних депутатов, их фракционная деятельность никому не принесут никакой пользы. К слову, я вообще противник создания каких-либо фракций или группировок в представительном органе. Для чего они нужны? Для того, чтобы работа горсовета превратилась в свару? Не надо нам этого! Мне кажется, что со временем и депутаты нового созыва придут к этой мысли, «дозреют». Конечно, не исключаю, что кто-то останется при своих убеждениях — ради Бога, это его личное дело! Но тот факт, что депутат должен ставить на первый план свой долг перед избирателями, а не партийные установки и инструкции, думаю, вряд ли кто-то решится оспорить.

Корр.: У депутата должна быть одна партия — омичи, жители города…

В. Мамонтов: И они к нам идут. Поток обращений значительно вырос. Однако на фоне парализованного горсовета очень трудно общаться с людьми: кардинально что-то изменить или предпринять один депутат просто не в силах! Нужен горсовет — коллегиальный орган, который будет помогать администрации, в чем-то поправлять, находить решения проблем.

На депутатском приеме мои избиратели нередко спрашивают, когда завершится эта комедия, когда Совет начнет работать? Сначала в этом вопросе слышалось любопытство, потом — раздражение, а теперь, похоже, полное разочарование. Еще немного — и люди махнут рукой: «Не нужен нам такой горсовет и вовсе!».

А. Цимбалист: Местное самоуправление — уникальный низовой уровень власти, и, к сожалению, председателя нам никто не изберет, пока мы сами не решим этот вопрос. Как выйти из положения? Пересмотреть Устав города? Но любые изменения в него может внести только сам городской Совет! А собраться вместе он никак не может. Замкнутый круг… Некоторые говорят о роспуске горсовета. Смею заверить, это почти невозможно -процедура слишком долгая и волокитная. И опять: решение о самороспуске можно принять, но и для этого нужен кворум…

Корр.: Можно представить, каково в этой ситуации тем депутатам, которые в очень серьезной борьбе одержали победу на выборах над сильными соперниками, приняли депутатский мандат с желанием работать, а теперь не могут действовать с полной отдачей…

Л. Неклюдова: Конечно, трудно в такой обстановке. Хотя контакты с избирателями все равно налаживаются (общественная приемная на улице Фрунзе, 93, всегда открыта). Люди идут ко мне со своими наболевшими вопросами. Правда, тяжело испытывать пренебрежительное отношение к себе со стороны бывших товарищей-коммунистов, с которыми еще недавно была в одной команде. Сейчас они пытаются упрекнуть меня в каких-то амбициях, обвинить в предательстве (даже собираются в четверг на митинге сжечь чучела тех, кто не принял их позицию, в том числе и мое). Но, поверьте, видя то, что творится в рядах КПРФ, я сегодня ничуть не жалею, что покинула оппозицию. Ее тактика не выдерживает никакой критики! И я об этом прямо говорю при встрече коллегам-коммунистам.

К примеру, подняли тариф на проезд в общественном транспорте — они тут же обращаются в прокуратуру. Зачем? Есть же горсовет, достаточно было собраться, поднять руку «против» — и повышение не прошло бы. Но для этого городской Совет должен работать.

Сейчас идут разговоры об очередном повышении квартплаты и тарифов на коммунальные услуги. Ну хорошо, примут решение опять без нас? И снова — с жалобой в прокуратуру? Выше горсовета нет власти в городе! Оппозиция же по-прежнему пытается заработать себе авторитет на скандалах и демаршах. Давайте изберем председателя, давайте голосовать по принципиальным вопросам, отвечая каждый за себя, — перед избирателями, перед свой совестью! Горсовет срочно должен приступить к работе, в первую очередь над бюджетом будущего года.

Вот поэтому я и сказала своим бывшим соратникам: извините, я в эти игры не играю. Политика политикой, а интересы людей для меня как депутата главнее. И знаете, почему, на мой взгляд, другие коммунисты-депутаты до сих пор колеблются? Потому что они боятся пройти ту процедуру «чистки», которую прошла я. Не каждый может выдержать давление, идеологический партийный пресс…

Корр.: Николай Григорьевич, вы хоть и не являетесь членом КПРФ, но вам тоже досталось от коммунистов. Впрочем, у вас наверняка на происходящее имеется свой взгляд: там, где многие в своих оценках дают волю эмоциям, вы как юрист анализируете ситуацию, имея к тому же за плечами опыт работы руководителя юротдела горсовета. Но легче ли от этого?

Н. Костиков: С одной стороны может быть, проще, а с другой… Видишь, понимаешь, как можно решить вопрос, а руки-то связаны! Сейчас, встречаясь с избирателями, стараюсь «сортировать» их обращения на блоки, за которыми стоят общегородские проблем, — их можно и нужно выносить на заседания Совета, принимать решения, Увы, все эти проблемы при неработающем горсовете лишь накапливаются. Это обидно!

Что же касается разногласий с коммунистами… Когда я шел на выборы, поддержанный компартией, то сразу говорил — иду работать. Во-первых, есть определенный опыт. Во-вторых, работа в горсовете мне просто нравится, она соответствует моим профессиональным интересам. А если говорить о нынешней критической ситуации, то, на мой взгляд, слишком большое внимание уделяется вопросу выбора председателя Совета. Ведь он всего лишь один из депутатов, обладает точно таким же правом голоса, как и его коллеги. В любом случае горсовет принимает решения коллегиально. Конечно, председатель может усложнить работу, к примеру, не вносить в повестку дня гот или иной вопрос… И все-таки кардинально изменить ситуацию он не в силах.

М. Пенкин: Мне довелось работать в двух созывах, и никогда ни у моих тогдашних коллег в голове и мысли не возникало, что можно не ходить на заседания горсовета! Да, мы спорили, отстаивали каждый свою точку зрения, голосовали так, как считали нужным, но что бы игнорировать заседания… В округа, в городе — ворох проблем! И еще есть время взяться за их решение — завтра будет уже поздно, завтра омичи начнут предъявлять претензии. Мне не понятная позиция КПР: чем хуже, тем лучше, — так ее надо понимать? Но как же быть с интересами омичей? Вот, к примеру, многие ведомственные сети сегодня брошены, и без решения горсовета никто с ними ничего сделать не может. «Теллокоммунэнерго. принимает их, начинает восстанавливать, а ему — протест из прокуратуры: мол, на каком основании? Это не ваша собственность…

В. Мамонтов: Такая же ситуация с продажей тех или иных зданий, принадлежащих муниципалитету. Не будет решения горсовета — придется их возвращать.

Корр.: Сегодня кое-кто делает исполнительную власть ответственной за сложившуюся в городе ситуацию. Но ведь омичи видят, что именно горадминистрация предпринимает реальные попытки привлечь депутатов к работе, к решению назревших проблем.

А. Цимбалист: На мой взгляд, мэрия как никогда старается преодолеть противостояние. Организовали для нас «депутатский час». Хотя, казалось бы. ну нет трибуны горсовета, никто не мешает, не требует отчетов — никакой лишней головной боли! Однако администрация сама идет на контакт. Сейчас проводит в горсовете для депутатов семинар по проблемам формирования бюджета. Так кто же блокирует работу Совета?..

Л. Неклюдова кстати, посмотрите, кто ходит на эти встречи? Например, на «депутатском часе» по работе транспорта ни одного коммуниста не было, хотя тему этого разговора предложили они сами!

А. Цимбалист: Евгений Иванович Белов и его команда не занимаются политикой, они занимаются только хозяйственной деятельностью — на них лежит ответственность за жизнеобеспечение миллионного города! И надо поддержать мэрию в этой работе. Не вижу сегодня никаких оснований у каких-либо партий, включая КПРФ, бороться с муниципалитетом. Есть недостатки в работе администрации? Пожалуйте на трибуну горсовета, там нужно решать эти вопросы.

Корр.: Как, по-вашему, могут развиваться события дальше? Есть ли какие-то варианты выхода из этой тупиковой ситуации?

М. Пенкин: Все может дойти до абсурда. Даже если состоятся выборы на двух наших, Октябрьских избирательных округах, и вновь победят кандидаты от КПРФ, то ничего не изменится — перевеса не получится, у «фракции» не хватит одного голоса. Перетянуть на свою сторону кого-либо им вряд ли удастся.

Сегодня некоторые из членов КПРФ называют себя стойкими коммунистами. Хотя у них достаточно примеров из истории, когда коммунисты ради интересов людей шли на компромиссы. Вспомним В. Ленина, решившего ввести НЭП, чтобы накормить страну. А сейчас мы видим, как коммунисты уперлись в стену и толкают ее, пока, видимо, либо лоб не расшибут, либо стену не разрушат. Что окажется крепче, не знаю.

Трудно предсказать, чем закончится эта «эпопея». Как бы не пришлось вновь объявлять выборы, возвращаясь к «нулевому» варианту. А это самое худшее, что можно предположить.

Н. Костяков: Да, рассчитывать компартии на решение Верховного суда относительно прошедших выборов нет особого смысла. В принципе, суд вообще может не рассмотреть это дело в ближайшие годы. И что же, ждать все это время у моря погоды, не работать?

Корр.: И последний вопрос. Какой, на ваш взгляд, экономический ущерб городу нанесет «простой» горсовета?

А. Цимбалист: Потери будут большие. Не все можно просчитать, но то, что мы упускаем время, например, для работы над бюджетом-2003, безусловно, скажется негативно…

Н. Костяков: Мы многое уже упустили. Скажем, начинает действовать ряд новых налоговых законов. Для того, чтобы горсовет как-то отреагировал, осталось месяц-полтора, поскольку за месяц до вступления решений в силу они должны быть опубликованы. Только по налогу по упрощенной системе налогообложения бюджет Омска может потерять около 70 млн. рублей. А вопрос о компенсации этого финансового источника никто не рассматривает — горсовет не работает…

М. Пенкин: Любой законодательный акт начинает работать с началом бюджетного года. Думаю, что в результате бездеятельности горсовета город недополучит примерно 300 миллионов. Солидная сумма! Надо думать, надо что-то предпринимать, нельзя больше депутатам сидеть сложа руки. Уверен, с этим согласятся все омичи.