Кинотеатр «Победа» давно бы взорвали. Но стены его были скреплены раствором на яичных белках, потому не было уверенности, что бывшая церковь разом упадет. Зато, наоборот, мало кто из специалистов сомневался, что при взрыве не пострадают здания «Детского мира», военного училища и театра музыкальной комедии.
Применение случайно уцелевшему зданию было найдено: решили придать ему облик прежнего Никольского Казачьего собора и разместить в нем орган. Что и сделали в 1983 году.
Прямо скажем, такая идея могла прийти в головы только отъявленным атеистам. Поскольку как можно в православный храм, пусть даже бездействующий, привносить атрибуты иной религии?
То есть участь отстроенного органного зала уже как бы изначально была сомнительной. Так и вышло. Возродившееся омское казачество первым делом стало оглядываться: что из исторического прошлого можно обратить себе на пользу. Заинтересовалось отреставрированным собором, желая использовать его по прямому назначению — для отправления религиозных служб. Орган в таком случае следовало как можно скорее выбросить. «А нет, так шашками порубим его на куски!» — грозились отдельные борцы за чистоту веры.
Какое-то время органный зал и православный храм сосуществовали под одной крышей. Но все яснее становилось, что паритет этот не вечный…
В середине 90-х годов Никольский Казачий собор был окончательно передан церкви. Орган из собора убрали и «законсервировали» до лучших времен. Потом для нового органного зала решено было приспособить здание кинотеатра «Художественный». Но аварийное здание требовало большого ремонта и больших денег
В 1998 году администрация города нашла средства для начала работ, непосредственно зрительный зал был реставрирован, в него перенесли прежний орган. Инструмент настроили, в новом зале был дан первый концерт. Монтаж музыкальной махины был сделан так быстро и искусно, что данный факт был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
Но после единственного «пускового» концерта для строителей и отцов города орган опять надолго замолк. С помпой начатую стройку забросили. И вот уже 2,5 года орган разрушается от бездействия (чтобы трубы и меха были в норме, на нем необходимо играть), а также перепадов температур, сырости и т.д. Ведь в недостроенном помещении нет ни отопления, ни водоснабжения.
Потом у города окончательно иссякли деньги. И сколько руководство Омской филармонии и хранитель органа Виктор Якшин ни ходили по начальству, так и не удалось пронять чиновников мольбами о спасении инструмента.
Дело усугубляло то обстоятельство, что здание бывшей «Художки» находилось в ведении города. А в силу известных обстоятельств мэрия не желала передавать его областным структурам для завершения реставрации…
Но времена поменялись. В каких-то моментах — к счастью. Власть перестала путаться в собственных ветвях. Председатель городского Совета К. Подосинников заверил городскую общественность, что недореставрированное здание органного зала незамедлительно будет передано в безвозмездное пользование главному управлению культуры и искусства Омской области.
Поскорее бы, чтобы успеть уберечь здание от талых вод. По какому-то строительно-архитектурному недосмотру оно устроено так, что в его подвалы стекает вода со всей окрестности.
Область готова взять на себя завершение строительства и расходы по ведению концертной деятельности органного зала. Появилась надежда, что уже весной омский орган зазвучит вновь. Правда, публике придется довольствоваться «удобствами» в виде биотуалетов, а температурный режим зала будет поддерживаться дорогостоящей рефрижераторной установкой. Но зато, как и прежде, в нашем городе будут выступать лучшие органисты страны и мира.