Любит наша областная власть при помощи своих средств массовой информации навести лоск. Благо, пример брать есть с кого. В центральных российских газетах, по центральному телевидению и радио только и говорится о «достижениях» в той или иной отрасли. Иной раз послушаешь и удивляешься: почему нашему председателю правительства звание героя капиталистического труда не присваивают? Однако россияне, в том числе омичи, уже давно перестали верить словоблудию властей, да и факты говорят о многом, особенно в сельскохозяйственном производстве.
Как помнится, младореформаторы в начале своего пути не скупились на обещания светлого будущего, создание социальных благ через рынок. Даже была разработана специальная федеральная программа стабилизации и развития агропромышленного комплекса России до 2000 года. Что из этого вышло, мы сегодня знаем. Производство зерна в стране скатилось до уровня 1956 года, в два раза по сравнению с дореформенным периодом уменьшилось поголовье крупного рогатого скота, в четыре раза — овец, на 40 процентов — свиней. Резко снизилась продуктивность животных. В результате годовое потребление мяса на душу населения сократилось с 75 до 48 килограммов, молока и молокопродуктов с 386 до 226, рыбы с 20 до 7 килограммов.
Не лучше обстоят дела и в АПК нашей области. Программ напридумано хоть пруд пруди. Но не подтвержденные финансовыми ресурсами и организационно-экономическим механизмом, а самое важное — ориентированные правительством на реализацию порочной концепции приватизации сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, на свободный рынок, они также оказались невыполненными. И, как итог, в области в три раза сократилось производство молока. В цифрах это выглядит так: если десять лет назад хозяйства области производили почти 1,2 миллиона тонн этого ценного продукта питания, то в минувшем только 367 тысяч тонн, почти в два раза уменьшилось потребление мяса, нереализованными остались и планы в растениеводстве (программа «Растительное масло», «Твердая пшеница» «Крупяные культуры» и т. д.) Однако несмотря на это, представители областных властных структур продолжают хвалиться, мотивируя тем, что они сумели насытить омский рынок продовольствием и даже реализуют его за пределы региона.
А куда, извините, те же молоко и мясо девать, если эти продукты питания омичам стали не по карману? Еще два с половиной года назад люди со средним заработком позволяли себе купить на рынке и сливочное масло, и мясо, и колбасу. Теперь такое возможно разве только гражданам с достатком.
Недавно один управленческий чиновник, суммировав общее поголовье коров в сельхозпредприятиях и на подворьях селян и «получив» 310 тысяч буренок, с гордостью заявил, что каждая омская буренка кормит молоком семь наших земляков. Что ж, может быть, кого-то это открытие и впечатляет, но лично меня — нет, так как в большинстве своем омские хозяйства надаивают за год от каждой коровы только 1,5 — 2 тысячи килограммов молока, а некоторые и того меньше. А давно ли только в колхозах и совхозах области насчитывалось 427 тысяч коров, каждая из которых давала в год почти три тонны молока. Или мы забыли?
Что нужно для того, чтобы поднять с колен отрасли сельскохозяйственного производства, в том числе животноводство? Прежде всего, необходим достаток кормов на фермах. В Саргатском районе, например, более или менее неплохо зимовка скота идет только в СПК «Андреевский и «Баженовский», в остальных хозяйствах и рацион кормления скота бедноватый, и должного порядка в организации производства нет.
-А где эти корма возьмешь? — возмущался при встрече на февральском областном совещании один из черлакских руководителей.
-Чтобы больше сена и сочных кормов заготовить, не хватает горючего. Ведь все в буквальном смысле слова зависит от милости «Сибнефти» и обладминистрации. Соизволят они вовремя заключить договор и дать под будущий урожай нам ГСМ
-Значит, что-то получим на своих полях. Чуть задержатся — о достатке кормов на фермах и речи не может быть. Тут бы хоть с зерновыми успеть управиться.
-Но ведь в области есть немало хозяйств, где от реализации животноводческой продукции имеют прибыль, — пытаюсь я возразить.
-Есть, конечно. Но посмотрите, кто их возглавляет, — отвечает мой собеседник. — Как правило, это руководители, которые как будто не пошли в начале девяностых на поводу у реформаторов, не испугались вступить в конфликт «с братьями — демократами». К сожалению, все это была только видимость. На самом деле, заинтересованные в развале села ведомства, компании и власть и не хотели спорить с сильными или, как их тогда называли, «красными» директорами. Они просто перетащили их на свою сторону — и все дела. В результате сейчас сильные поддерживают сильных, увеличивая свой потенциал, слабые же полностью попали в их зависимость. И выхода из этого кошмара не видно.
Да, спору нет, реформаторы российского и местного значения завели когда-то процветающее омское село в тупик, принесли огромный вред людям. Что ни год, то новые идеи, преобразования. И, казалось бы, пора из всего содеянного сделать соответствующий вывод, но российское правительство не предлагает ничего конкретного. Вместо деловой программы по стабилизации и развитию АПК на ближайшие годы, оно «одобряет» «Основные направления агропромышленной политики Российской Федерации на 2001-2010 годы, в которых только общие подходы», во многом аморфная и необоснованная идеология стабилизации.
Практически такую же «мудрую» политику в отношении села «проводит» и администрация нашей области, выдавая населению ничем не поддержанные программы. О программах, касающихся развития земледелия, говорить не буду, они, как известно, в области завалены, а вот на новых планах развития животноводства, а именно мясного скотоводства, заострить внимание читателей стоит. Потому как это очередной мыльный пузырь обладминистрации!
Как сообщили недавно СМИ администрации области, в прошлом месяце омская делегация, в которую вошли руководители двух северных районов и представители облсельхозуправления, побывала в ОПХ «Племзавод «Садовский» Новосибирской области, где познакомилась с опытом выращивания молодняка крупного рогатого скота. Увиденное на новосибирских фермах всех удивило. Оказывается, если организовать производство как следует, от реализации молодняка можно получить прибыль. Но особенно заинтересовали гостей из Омской области опыт выращивания скота мясных пород, результаты скрещивания животных мясного направления с молочным. По мнению наших управленцев, соответствующий уровень селекционной работы можно организовать в любом северном хозяйстве области, удаленном от места переработки молока, перейти на постепенное поглощение молочного стада животными специализированных мясных пород.
Интерес обладминистрации к говядине не случаен. Ее не хватает не только простым омичам, но и крупным мясоперерабатывающим предприятиям для изготовления качественной колбасы, в том числе «Омскому бекону». А это уже настораживает власть. Но! Ну съездили мужики к соседям — новосибирцам, посмотрели на быков, а дальше-то что? Да, животные мясной породы герефорд есть у нас в области, а именно в Саргатском районе. Только проку-то от этого сейчас стало мало. Прежде чем браться за целенаправленное выращивание мясного скота, скрещивать его с молочным и выдавать это дело за программу для северных районов области, надо создать условия и, прежде всего, накормить тот скот, который имеется. Ведь в большинстве хозяйств севера, в которых еще остался крупный рогатый скот, он содержится на полуголодном пайке. Или власти лишь бы прокукарекать?
Да и выйдет ли что из этой затеи? При существующей поддержке администрацией сельского товаропроизводителя, занимающегося производством мяса крупного рогатого скота, можно с полной уверенностью сказать, что проблема дефицита говядины решена не будет. Дотации с ее стороны на мясо самые что ни на есть минимальные. По словам специалистов, они равны примерно четырем процентам от закупочной стоимости. Так что сильно не разбежишься. Не поможет ни генетика, ни пышный гетерозис.
И еще один важный момент: пойдут ли на это сами крестьяне? Ведь разведением чисто мясного скота, в том числе и межпородным скрещиванием, некоторые хозяйства юга Западной Сибири занимались и в дореформенные годы. Но в большинстве своем верх взял все-таки молочный скот. При хорошей кормовой базе от него и большое молоко получить можно, и высокие привесы.
Нет, автор этой корреспонденции ни в коем разе не выступает против того, чтобы какие-нибудь хозяйства Тевризского или Усть-Ишимского районов занялись мясным скотоводством. Пожалуйста, хоть завтра. Но вопрос, на какие шиши данная программа будет претворяться в жизнь и до каких пор бедных северян администрация области при помощи своих СМИ будет водить за нос, для них, как и для большинства омичей, остается открытым.