ЗА ОМСКУЮ ЗЕМЛЮ СПОРЯТ В МОСКВЕ

Почти двухлетний конфликт между обладминистрацией и прокуратурой подходит к концу.

Камнем преткновения стал Закон «О прекращении права на земельные участки», принятый Законодательным собранием области еще в конце 1998 года с подачи областной администрации. По нему областные власти могут лишать права собственности землевладельцев, не освоивших свои земельные участки в течение двух лет. Закон — своего рода юридический уникум. Областные думцы, приняв его, с размаху влетели на правовое поле, подконтрольное исключительно федеральной власти. Областная прокуратура просто не могла не отреагировать, и осенью 1999 года там вынесли протест с требованием привести областное законодательство в соответствие с федеральным. Свою позицию прокуратура обозначила четко: Законодательное собрание влезло со своим уставом в чужой монастырь, ведь право собственности гарантировано Конституцией России и что-то изменить здесь могут только Федеральное собрание или президент.

Вскоре между областной властью и прокуратурой начался судебный процесс. Прокуроры отстаивали свою правоту в областном суде, но безуспешно. Далее дело пошло в Верховный суд России уже при поддержке Генеральной прокуратуры, но и там судьи не усмотрели в принятии омского земельного закона нарушения конституционных прав омичей. Такой поворот вызвал у областных властей приступ информационного восторга — губернатор области Леонид Полежаев и председатель Законодательного собрания Владимир Варнавский поспешили оповестить омичей о своей победе. Закон, по их мнению, — передовая юридическая технология: мол, она поможет в будущем бороться с нерадивыми собственниками земли. Кстати, пока суд да дело, закон действовал и область принудительно изъяла себе в собственность три тысячи земельных участков.

Но спор еще не закончен. Как стало известно корреспонденту «Вашего ОРЕОЛА», в порядке надзора Генеральная прокуратура твердо намерена обратиться в президиум Верховного суда, так как прокуроры по-прежнему считают омский закон об отчуждении земельных участков противоречащим Конституции.

Дело об омской земле имеет явную политическую составляющую. Это признают и в самой прокуратуре, поэтому окончательный исход дела может быть и не в пользу губернских властей. Омских правоохранителей поддержала прокуратура Сибирского федерального округа.

Особую остроту всему придает то, что пока ни один из омских собственников, у которых по новому закону отобрали землю, не обратился в Конституционный суд. Но это пока. Тяжба с облпрокуратурой — юридическая бомба под кресло омского губернатора. Проигрыш может изрядно попортить отношения Полежаева с центром и обещает громкий скандал в губернаторском кругу. Если, конечно, этого захотят в Кремле.