БЕСКОНТРОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Двое крепких парней вели плачущую девушку в "ЛиАЗ", припарковавшийся у остановки "Дом детского творчества". "Пройдем с нами, заплатишь штраф - и свободна"" - успокаивал безбилетницу один из контролеров

«Да я просто свое студенческое удостоверение забыла»» -кричала девушка, стирая прямо рукой растекшуюся по всему лицу тушь. «Вот в автобусе и разберемся»»- ответствовал другой контролер.

Что контролеры в общественном транспорте нужны, вряд ли кто сомневается. Но — не творящие беспредел. Между тем, таких «беспредельщиков» омичи, ездящие в автобусах и троллейбусах, видят чуть ли не ежедневно. И наблюдают всю «специфику» их работы, когда зарплата проверяльщиков зависит от суммы собранных штрафов. Тут главное не выловить и высадить настоящих «зайцев», у которых действительно нет денег на билет, тем более, 25 рублей на штраф. Поэтому омские контролеры первым делом ищут платежеспособных пассажиров, к которым можно придраться, хоть и по формальным причинам. Студенческий или школьный просрочен — плати штраф. Бывают нередко случаи, которые заставляют думать о неком сговоре кондуктора и контролеров. Скажем перед остановкой, где высадился десант проверяющих, кондуктор вдруг перестает обходить салон. Кто не успел заплатить, становится добычей. Штрафуют, случается, и тех, кому кондуктор не продал билет, сославшись на отсутствие размена. «Подождите, может, наберу вам сдачи». И тут появляются контролеры, зачитывающие права.

О том, что сами контролеры со сравнительно недавних пор не имеют почти никаких прав, они
понятно, предпочитают не распространяться. Еще 1 июля 2002 года начал действовать новый федеральный Административный кодекс, в котором записано, что брать штрафы с пассажиров городского транспорта могут только «уполномоченные лица местного самоуправления». И, разумеется, сотрудники милиции. Порядок взымания штрафов тоже четко определен. Обязательно составление протокола. Ну а если у пассажира нет денег, «шмонать» его, естественно, не имеют права. Если что- возьмут потом деньги через суд.
Платежеспособному и работающему «зайцу» это дороже обойдется. С работы придется отпрашиваться и судебные издержки платить. Ну а неработающему и неплатежеспособному — море по колено. В суд можно не ходить, принудительно, как по уголовному делу, не приведут. А если будет принято заочное решение, приставы последнюю кастрюлю изымать все равно не будут. Естественно, контролеры и выискивают профессиональным оком тех, кто может заплатить на месте. Самые ретивые из них при этом идут на явные нарушения закона.
Впрочем, нарушения законов в работе контролеров — сплошь и рядом. Например, требование пройти в служебный автобус — по сути задержание. Которое даже милиционеры не могут осуществлять без веских оснований. Кстати, поэтому сотрудники «органов», которых часто приглашают на рейды, и не вмешиваются в «процесс» задержания. Ведь гражданин может потом смело накатать жалобу милицейскому руководству, и спрос будет гораздо жестче, чем в «Центртрансе». А останавливая автобус, пока «заяц» не изволит выйти, контролеры, по сути, задерживают всех пассажиров, нарушая к тому же одно из главных конституционных прав — на свободу передвижения. Здесь бы продумать законодателям четкую систему, как, например, в Германии, где «зайцев» практически нет. Там автобус никто не задерживает, но штраф в сотни марок с немецкой методичностью быстро выбьют, если его сам не оплатишь. Увы, Москву проблемы безбилетников мало волнуют. Омским депутатам тоже не до них. Поэтому горсовет до сих пор не может принять элементарные акты. А вполне возможно, что и боится. Ведь если наделить контролеров полномочиями муниципальных служащих, кое-кто из них может самостийно расширить свои обязанности и брать штрафы хоть за выгул собак в неположенном месте — в контролеры берут кого попало.

Но кто на такую собачью работу за такие день ги пойдет? Поэтому жалобы на нарушения контролеров сыплются в «Центртранс» и в СМИ одна за другой. Уже и омские суды рассматривают подобные иски и принимают по ним решения в пользу задержанных граждан.
Показавшиеся контролерам липовыми удостоверения льготников порой на поверку оказываются самыми что ни на есть настоящими. Ну а обыск пассажиров, который практикуют некоторые признают грубейшим нарушением. Незаконно взятые штрафы возвращают через суд или сразу — в «цитадели» контролеров: «Центртрансе». Зарвавшихся работников увольняют.

Но на их место «с улицы» приходят другие, согласные работать за «смешной» оклад и самостоятельно искать способы повышения зарплаты.