Бездомность — социальная болезнь, которая стала для нашей страны уже хронической. Во всяком случае, с отменой в начале девяностых уголовной ответственности за «бомжевание» и передачей значительной части функций по предупреждению бродяжничества и попрошайничества из МВД в Министерство труда и социального развития количество людей, находящих пристанище под заборами, на чердаках, в подвалах, стало расти угрожающими темпами.
Разумеется, обитателями «дна» становятся по разным причинам: потеря работы, квартиры, вынужденное переселение, неспособность адаптироваться к новым условиям, отсутствие родных и близких… Сколько сегодня в российских городах бродяг и попрошаек, — никто ответить не может. Специалисты полагают, что эта прослойка общества составляет не менее десяти процентов численности городского населения. Выходит, применительно к миллионному Омску можно предположить конкретную цифру… в сто тысяч?
Только по обобщённым милицейским сводкам (информация, поступившая из УВД Омской области на депутатский запрос, подписана заместителем начальника управления И. Митрофановым), в прошлом году были задержаны 4876 бродяг и попрошаек.
Для сравнения: в 2001 -м таковых было 4503 человека. Причем милицейское руководство признаёт, что увеличение количества бомжей негативно сказывается на оперативной обстановке в областном центре: в минувшем году ими было совершено 100 преступлений. В основном это, конечно, кражи чужого имущества.
— А им многого не надо — кусок сала да булку хлеба, штаны да башмаки! — говорит депутат Олег Матвеев, имеющий за плечами многолетний опыт работы в милиции. — Сыт и ладно… Как-то весной ко мне на приём пришёл человек — жутко было на него глядеть! Видно, совсем дошёл, хотя, как рассказал, бомжует всего-то года три. А ведь был инженером с высшим образованием, была семья, дети, всё, как у нормальных людей, но, увы, спился… Из дома выгнали, так и очутился на улице — никому не нужный. Может быть, такой образ жизни затягивает, а может, люди отчаиваются и не верят, что есть шанс вернуться к нормальному существованию?
Такой шанс, конечно же, у них должен быть. Потому-то депутаты и решили выяснить, насколько эффективны сегодня меры профилактики бродяжничества и попрошайничества, предлагаемые государственными органами, хватает ли сил и средств для организации социальной помощи бездомным. Первое знакомство с этим вопросом убеждает, что никакой координации работы в этом направлении нет: ведомства, областные и муниципальные структуры работают разрозненно, принимаемые меры носят разовый характер и не позволяют сдерживать рост числа «лиц без определенного места жительства». Да, начало наконец-то функционировать в Комплексном центре социального обслуживания населения на улице Семиреченской отделение срочной помощи — попросту ночлежка для бомжей. Но идут туда пока единицы (может, правда, к сильным холодам потянутся «дружными рядами»). Да, есть ещё в Большекулачье специальный дом-интернат на 175 мест для пожилых и инвалидов из бывших зеков и тех, кто занимается бродяжничеством. Но ведь таких бродяг в подвалах и канализационных люках тысячи! Практически все они с букетом заболеваний, среди которых туберкулёз — самое невинное…
— Этот вопрос требует комплексного подхода, — считает О. Матвеев. — В главном управлении социальной защиты населения признают, что ситуация с реабилитацией бомжей остается достаточно острой, «не определён механизм решения главной проблемы этих людей — отсутствия какого-либо жилья». Значит, нужно посмотреть, где и за счет каких средств можно организовать еще одну ночлежку для бомжей. Нелишне будет познакомиться и с опытом соседних городов в этом деле. Любые полезные предложения нужно рассмотреть, чтобы в ближайшее время подготовить комплексную целевую программу по работе с лицами без определенного места жительства и найти на ее выполнение необходимые средства в бюджете города на будущий год. Во всяком случае, большинство депутатов считают, что эту проблему больше нельзя «откладывать на потом».
P.S. Рабочая группа по проблеме бродяг была сформирована на заседании постоянной комиссии по социальным вопросам и здравоохранению как раз в тот день, когда на заседании другой комиссии горсовета обсуждался вопрос… о бродячих собаках. В общем, и тех, и других у нас хватает…