Целых две выставки, размещенные в залах городского и областного музеев, подарили омичам уникальное путешествие в мир старинных вещей. В «Искусстве Омска» демонстрируется экспозиция под названием «Корзина, коробка, картонка».
Поразительно, что такие обыденные, в общем-то, предметы житейского обихода могут лучше любых лекций дать ощущение эпохи, привычек и уклада жизни наших прадедов.
Всегда поражаюсь, каким безошибочным чутьем музейщика наделен человек, занимающийся краеведением не по профессии, а по призванию. Ведь сформировать выставку именно из незатейливых предметов, да так, чтобы экспозиция смотрелась органично и напоминала широко распахнутое окно в прошлое, невероятно сложно.
Можно напридумывать немало научных обоснований и применить наимоднейший эстетский дизайн, а не будут выставленные на обозрение вещи волновать необъяснимой связью между тобой и далеким временем. Селюк умеет это делать с блеском, прежде всего потому, что знает биографию каждой вещички, помнит, где и при каких обстоятельствах она была найдена, как попала в его знаменитую коллекцию.
Неслучайно выставка, открытая в Музее изобразительных искусств имени Врубеля, названа автором «Крохотки». Действительно, это крохотки, если иметь в виду масштаб времени. Но из этих крохоток складывается облик поколений той России, которую мы, по выражению Станислава Говорухина, уже потеряли. Переходя от витрины к витрине, ловишь себя на стопроцентно ностальгическом настроении, потому что понимаешь, с каким вкусом и изяществом люди дореволюционного времени устраивали свой быт, как наполняли его духовностью и мудростью.
Каждый тут открывает для себя что-то особенное. Кто-то замирает над автографом Деникина. Кого-то завораживает чертеж, сделанный рукой князя Трубецкого. Кто-то присаживается на стул Семенова-Тян-Шанского, а затем и Куломзина, Бенуа… Это только малая часть вещей, документов, привезенных из Парижа, — богатство просто уникальное. На одном этом материале наш город может получить туристический бум, если грамотно провести рекламные мероприятия. Меня, например, потряс обыкновенный кирпич с надписью: «Галанюк Валя, 1928 г. Освобождаюсь 13.11.47 г.» -трагический привет нам из 1946 года. Сколько таких людей-кирпичиков перемолото жерновами истории в нашей стране!
В общем, такие выставки нельзя пропускать. Директор историко-краеведческого музея Петр Вибе с оттенком доброй зависти сказал на открытии этой экспозиции: «Мне бы хоть парочку таких сотрудников, как Селюк…» Вот с чем не поспоришь: Владимира Ивановича вполне можно отнести к категории «человек-музей». Этой человеческой эксклюзивности, по-моему, никак не поймут городские власти.
Обещанного давным-давно здания для селюковского музея омского быта как не было, так и нет. Тут, видимо, дело еще и в том, что начальники, правомочные решить подобную проблему, в музеи не ходят и вообще равнодушны к истории города, в котором живут и которым руководят. А Владимир Селюк в глубине души ожидал хотя бы к юбилею получить надежду на долгожданное музейное здание. Но город не захотел порадовать исследователя и собирателя своей истории.