СТАРЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ: О СВОБОДЕ СЛОВА

На прошлой неделе окончательно решилась судьба общенационального телеканала НТВ. Новое руководство, назначенное основными акционерами, приступило к работе, а группа журналистов во главе с Евгением Киселевым, не согласная с переменами, написала заявления об увольнении

Прежнее руководство НТВ, скажем прямо, не имело серьезных юридических аргументов для того, чтобы отстоять свое право оставаться «у руля» телеканала. Не случайно и свою «оборону» они выстроили, апеллируя к общественному мнению в России и за рубежом, стараясь представить происходящее как атаку на свободу слова. Но уже через несколько дней даже со стороны стало заметно, что кампания «Защитим НТВ» откровенно провалилась. Вопрос об НТВ не удалось включить в повестку Государственной Думы, а чиновники исполнительной власти тем более смогли устраниться от навязываемой им «проблемы». Тщательно провоцируемое «общественное негодование» вылилось в митинг у Останкино, на котором присутствовало пять тысяч человек (и это в девятимиллионной Москве).

Еще в разгар конфликта несогласные с курсом Киселева стали появляться и среди журналистов НТВ, не оправдались и надежды на международное давление. Как раз во время конфликта в России находился канцлер ФРГ Герхард Шредер, спокойно отреагировавший на ситуацию.

Даже сами «протестующие» стали понимать, что затягивание кампании «борьбы за НТВ» уже начало превращать ее в фарс. На исходе первой недели конфликта они сбавили тон и даже убрали из левого угла экрана «протестный» логотип с красной полосой, словно взятый из мультфильма «Охотники за привидениями».

Случившийся в пятницу ночью «захват» НТВ на этом фоне прошел почти безболезненно. Из пятидесяти журналистов НТВ лишь десять в знак протеста покинули телеканал. Можно ведь понять и большинство коллектива, не менее профессиональных журналистов, которые вряд ли были в восторге от того, что ими прикрывалась бывшая верхушка телеканала, вовлекая их в не очень красивое «шоу».

За прошедшее десятилетие наше общество повзрослело. Многие события люди склонны оценивать даже более циничней, чем следовало бы. «Кланы олигархов», «информационные войны», «черный PR» — все эти понятия стали расхожими во многом благодаря самой же прессе. Странно было наблюдать, когда Киселев и его команда вот уже год спекулировали понятием «свобода слова», выдавая свои проблемы за проблемы, касающиеся всего общества, в то время как любая старушка у подъезда знает наизусть фамилии российских «олигархов». Наблюдая в эфире НТВ кампанию «в защиту свободы слова», можно было подумать, что на дворе расцвет горбачевской перестройки, когда не было ни олигархов, ни акционерных обществ, ни политтехнологий, а народ, уже собравшийся в капиталистическое будущее, все еще сохранял советскую привычку верить каждому слову, произнесенному с экрана телевизора.

Конфликт на НТВ, собственно, уже разрешился. А что у нас со «свободой слова»?

Вместо одних новостей «Сегодня» — целых две: на НТВ и на ТНТ (с командой Евгения Киселева). Вскоре Евгений Киселев заступит на пост главного редактора ТВ-6.

Задача нового руководства НТВ в принципе ясна — сохранить оставшуюся команду журналистов, показать зрителю, что НТВ остается таким же, каким его привыкли видеть, только стало более объективным. По новостям НТВ уже сейчас заметно — журналисты стараются быть подчеркнуто беспристрастными, представляют все возможные точки зрения (в том числе и своих бывших коллег), воздерживаясь при этом от оценок.

Не много проиграл и зритель, привыкший видеть в эфире Киселева, Осокина и иже с ними. ТВ-6 и ТНТ, так же как и НТВ, принимаются во всех крупных городах страны. Другое дело, что у группировки Гусинского теперь нет возможности манипулировать общественным мнением, используя самый профессиональный канал страны, созданный, если честно говорить, Олегом Добродеевым (нынешним председателем ВГТРК, до 1999 года руководившим службой новостей НТВ) на деньги «Газпрома» и московского правительства.

Угрожает ли что-то свободе слова в России? Нет, даже в принципе. Хотя бы потому, что замалчивать «неудобную» информацию просто не выгодно никому, так как это усиливает ее значение и делает выигрышными позиции оппонентов (обратите внимание, как остальные СМИ освещали тот же конфликт с НТВ).