Первоначальный состав группы — Алексей Аникин (бас-гитара, вокал), Евгений Зайцев (солист), Александр Глушков (клавишные, аккордеон, гитара, вокал), Илья Ястребов (скрипка). Первые гастроли состоялись в 1993 году. Это было частное приглашение. Один из посетителей ресторана пригласил группу в Братск. Тогда у них еще не было аппаратуры, только инструменты, и играли они, в основном, акустику («Очи черные», «Песня цыгана»), Приняли их хорошо. А на следующий день, в гостиничной столовой, два молодых человека, накануне побывавшие на концерте, прислали артистам шампанское, а также полностью заплатили официантам по счету за группу — настолько понравился концерт.
Потом были гастроли в Вагайский район (Тюменская область), Курган, Павлодар, Сургут, Уренгой; побывали в Тобольске на Всероссийском конкурсе артистов эстрады, став там лауреатами.
В 1995-м был записан первый магнитоальбом «Мы из Сибири!», в основу его легли песни Виктора Чупретова, среди которых были, ставшие уже популярными, «Такой шикарный вечер» и «На деревне ночь». «Вечер» стал визитной карточкой группы и, на мой взгляд, остается ею и поныне. С этой песни, строчки которой послужили рекламой для ресторана «Альтаир», «Старое кафе» начали узнавать в городе. А «На деревне ночь» поистине пользуется народной любовью, без нее до сих пор не обходится ни один концерт. В последнее время ее запел дуэт «Каприз», причем в совершенно другой, более современной аранжировке. Когда я спросила Алексея Аникина, почему эта песня была отдана «Капризу», он ответил:
— А они нас не спрашивали. И аранжировку сами сделали. А вообще это же песня не наша, это песня Чупретова, так что ее может петь кто угодно. Она уже давно народной стала, как, например, «Черный кот».
На эту песню Чупретова был снят клип. Съемки клипа проходили на «Мосфильме» и продолжались 8 часов. Кстати, это единственный клип группы, снятый на этой студии. Остальные («Такой шикарный вечер», «Два бокала вина», «Через речку Омку») снимались дома.
В 1997 году состав группы изменился — ушел Илья Ястребов. Его заменил Анатолий Белоусов, бывший когда-то музыкальным руководителем таких коллективов, как «Омичи на эстраде», «Сибирью рожденные». При поступлении в группу ему был устроен небольшой экзамен. Его спросили:
— Чардаш умеешь играть?
— Умею — ответил Анатолий и тут же проиллюстрировал свой ответ, сыграв требуемое произведение. Кроме скрипки он играл на трубе, а с недавнего времени к этим инструментам прибавилась пионика. Кстати, он не только играет, но и поет. И красивый, звучный, свободно льющийся голос в сочетании с академической манерой исполнения не оставляет слушателей равнодушными. «Хоть краешком глаз», «О, кольки раз просил я…», «Звездочка моя ясная» — эти песни в исполнении Анатолия Белоусова успели уже полюбиться поклонникам «Старого кафе».
Впрочем, солируют в группе все. И не меньшим успехом у слушателей пользуются «Алешкина любовь» в исполнении Алексея Аникина и «Дембельский альбом» в исполнении Александра Глушкова, не говоря уже о Евгении Зайцеве, которого участники «Старого кафе» по праву называют сердцем коллектива. «Дембельский альбом» — авторская песня. В ней нет ни слова ни о дедовщине, царящей сейчас в армии, ни о «горячих точках» или изломанной психике ребят, вернувшихся оттуда. Она — о крепкой армейской дружбе, дружбе, над которой не властны ни время, ни расстояние. Потому что она настоящая и навсегда остается в памяти и в сердце («Пестрят адресами в альбоме страницы, но память чернил всех верней»).
В 1998 году вышел второй альбом — «Сколько дней…», где были представлены 16 композиций прошлых лет. Кстати, обращение «Старого кафе» к советским песням не раз уже критиковалось поклонниками — мол, мало своих песен, много перепетых. Вот как комментирует это Евгений Зайцев:
— Конечно, проще простого исполнить известную песню. Но ее ведь надо аранжировать, донести до зрителя, и тогда она уже наша. Мы поем эти песни потому, что это — золотой фонд советской эстрады.
Впрочем, несмотря на критику, эти композиции принимаются очень хорошо. Зрители на концертах присылают записки, в которых просят исполнить именно их. Эти песни не стареют, и, видимо, поэтому в последнее время многие наши артисты стали обращаться к ним. Не все из них, правда, способны донести эти песни до слушателя. Но это уже вопрос души исполнителя, насколько он способен прочувствовать и передать настроение композиции.
Но про омских авторов музыканты тоже не забывают. В 1999-м вышел альбом «Рай для души», куда вошли песни на стихи Виктора Чупретова, Ольги Пулковской, Натальи Оскотской, Николая Архипкина. Название альбома полностью соответствует содержанию. Каждый здесь найдет что-нибудь для души. Кто-то вспомнит друзей («На старой кухоньке»), кто-то — любимую («Малая медведица», «Рай для души»), кто-то себя в призывном возрасте («Дембельский альбом»). А кто-то, возможно, окажется настолько философом, что задумается о бессмертии души («Душа живая») или вдруг осознает, какое это зло — наркомания («Отель»).
В этом же году состоялись первые заграничные гастроли группы — в Грецию. В Афинах она выступила в магазине (так там называется ресторан) «Эмигрант». На концерте были только эмигранты. По словам Алексея Аникина, рассказы эстрадных артистов о том, что на их заграничных выступлениях бывают и коренные жители страны, на 80 процентов неправда. В основном, приходят эмигранты. В Греции их, кстати, немало. Надо сказать о некоторых греческих традициях. Там цветов не дарят, ими осыпают артистов. Осыпали и «Старое кафе». Следующий обычай такой — официант в знак признательности приносит шампанское, указывает на определенный столик, и надо поднять бокалы в направлении того столика, а потом поставить обратно. Пить из них не надо.
Поднимали так бокалы с шампанским три раза. Сначала принесли одну бутылку, затем три — открыли последнюю, затем ящик — открыли опять последнюю. После того как все было проделано, официант вылил шампанское в раковину. Как видно, оно там не ценится абсолютно.
Афины артистам понравились. Они побывали у Акрополя, у Парфенона. Исторические памятники, насчитывающие не одно тысячелетие, очень тронули их. Побывали они также и у Горы любви, находящейся рядом с Акрополем. Считается, что камни с этой горы приносят удачу. По нескольку камешков они привезли с собой.
На исходе века вышел последний альбом группы под названием «Я все равно люблю тебя!». Это ретро-альбом, причем из 14 композиций шесть были взяты из предыдущего ретро-альбома «Сколько дней…». Впрочем, песня «Шаланды, полные кефали» была спета по-новому и зазвучала гораздо живее и интереснее.
В новый век группа вошла с новыми омскими авторами Дмитрием Дидковым («Иволга»), Сергеем Гурьевичем («Гармошечка»), Николаем Луцким и Игорем Молоковым («Прости»), с Юлией Воробьевой («Регги»). Песни на стихи этих авторов (за исключением «Регги») вошли в концертную программу «Новое и лучшее», представленную в конце января в Концертном зале. В них — сложность человеческих отношений, желание любить и быть любимым, игра на чувствах, раскаяние… Словом, то, что когда-то, возможно, случалось в жизни каждого. Новые песни встретили горячий отклик в сердцах слушателей.
Присылали много записок. Текст одной из них довольно интересен: «А слабо спеть без микрофона?».
— А вот не слабо! — ответил Евгений Зайцев и, подойдя к краю сцены, спел русскую народную песню «Как по морю». Зал ответил овацией.
Представляя новых авторов, группа не забыла и старых: состоялась премьера песни Виктора Чупретова «Осень», прозвучал «Дембельский альбом» Натальи Оскотской, а также «На деревне ночь» в двух разных аранжировках.
Моя сестра первый раз пришла на «Старое кафе». На мой вопрос о самом ярком впечатлении от концерта она ответила следующее:
— Атмосфера. Им удалось создать атмосферу праздника. Это самое главное.
Как говорится, ни прибавить ни убавить. Это действительно самое главное. И не в этом ли секрет такой популярности группы?
Второй концерт прошел еще лучше первого. Сами артисты комментируют это так:
— Публика была теплее, последние три песни вообще стоя слушали. А на первом концерте больше в себе чувства держали.
Закончились эти концерты, но впереди новые. Возможно, скоро зрители смогут вновь встретиться с любимой группой…
Р.s. Группа «Старое кафе» благодарит своего генерального спонсора — базу снабжения «Карбышевская» — и Главное управление культуры и искусства Администрации Омской области за помощь в организации концерта.