ОМСКИЙ КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР: 10 ЛЕТ ПРИКОСНОВЕНИЯ К ВЕЧНОМУ

ОМСКИЙ КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР: 10 ЛЕТ ПРИКОСНОВЕНИЯ К ВЕЧНОМУ

"Куда нам до Европы!" - извечное российское самобичевание. Так часто мы говорим и слышим друг от друга. Мол, какие мы серые и некультурные

Переживаем, как беден Омск чемпионами и прочими «звездами», и не замечаем, что рядом с нами все же есть нечто мирового класса, «Европа» внутри и вокруг нас. В эти дни отмечает свое 10-летие Омский камерный оркестр. Оркестр, музыканты которого не раз вызывали восторг и неподдельные бурные аплодисменты на лучших площадках той же Европы

ИСТОКИ

Первый опыт создания камерного оркестра или, как говорят музыканты, музицирования, приходится еще на 1974 год. Тогда желание музыкантов Омского симфонического оркестра проявить себя в камерном искусстве было воплощено благодаря инициативе и энтузиазму известных лидеров музыкального Омска — заслуженного артиста России Гарри Петренко (ныне покойного, похоронен в Австрии) и Лауреата международного конкурса Михаила Кугеля (ныне — Бельгия). Несмотря на то, что концерты носили случайный характер, с оркестром тогда работали известные дирижеры — Юрий Крамаров, Лев Маркиз, Юрий Николаевский. Но вскоре руководители коллектива выехали за границу, выпало художественное ядро коллектива, и концерты прекратились. Прекратились и фестивали «Омская осень», и приезд гастрольных камерных оркестров. Такая вот «роль личности в истории».

РОЖДЕНИЕ

Новая история Омского камерного начинается в 1991 году, на этот раз благодаря энтузиазму и колоссальным организационным усилиям Вениамина Ренкончинского при поддержке председателя областного управления по культуре и искусству Нины Геновой. Тогда определялось лицо оркестра — его структура, основы финансирования, художественной и административной деятельности. Десятилетие творческой жизни утверждает главный итог — Омский камерный оркестр состоялся!
И состоялся замечательно — достаточно заглянуть в книгу отзывов оркестра. Некоторые записи из этой книги приведены здесь — почувствуйте разницу душевного впечатления с идолопоклонством поп-звездам. Есть в книге записи и на английском, французском, испанском языках — от коллег-музыкантов и просто иностранных зрителей.

ОТКРЫТИЕ СОКРОВИЩ

Создание камерного оркестра открыло новые возможности, даже целую вселенную всего разнообразия музыкального мира и для музыкантов, и для слушателей. Где еще музыканты могут настолько широко раскрыть свой творческий потенциал, воплотить свое желание и возможности в исполнении произведений самых разных музыкальных жанров и направлений? Как еще ценители классической музыки могут услышать в живом звучании произведения разных форм? Именно камерный оркестр дает такую возможность. Здесь исполняются произведения от самых малых форм, например квартетов, до совместных концертов с хоровыми коллективами. Многие произведения исполняются впервые в Омске, иногда и в России.

СОСТАВ

Омский камерный не имеет собственной труппы и работает в режиме антрепризы, т.е. привлекает для исполнения различных произведений в различных программах соответствующий состав исполнителей. Основу составляют музыканты Большого оркестра — Омского симфонического, привлекаются известные дирижеры и солисты «со стороны».

ПРОГРАММЫ

Творческая деятельность оркестра очень гибка и подвижна.

Составляются тематические программы, строго подчиненные закономерностям и канонам музыкального искусства. Каждая программа исполняется неоднократно, из таких программ составляются концертные блоки. В 1991 году программ было пять, в год своего десятилетия оркестр представляет их восемь. Долголетие непрерывной деятельности создает дополнительные творческие возможности. Если в начале становления оркестра тематика программ была очень обобщенной и размытой («Музыкальное искусство стран мира», «Классика и современность»), то теперь каждый концерт имеет свою программу, которая является как бы частью большого цикла. Только за последние годы оркестр предложил программы: посвященную 85-летию Святослава Рихтера, «Вечер музыки Чайковского», «Вечер хоровой австрийской музыки, посвященный 245-летию Моцарта, «Вечер американской музыки», посвященный 90-летию Самюэля Барбера, мини-фестиваль «Омск-классик-модерн-2000», состоящий из трех концертов.

БОЛЬШИЕ ГОСТИ

Интерпретатором большинства программ прошедшего десятилетия был Юрий Николаевский (ныне — Израиль). Оркестр познакомил нас с интереснейшими дирижерами и музыкантами крупного российского масштаба: Петром Рахлисом, Виктором Минасяном, Михаилом Туричем, Валентином Жуком.

Новый этап творческой жизни Омского камерного связан с появлением за дирижерским пультом Владимира Рылова. Каждый раз он предстает в новом амплуа: блестящий публицист, музыковед, стилист, романтик, литератор, мастер художественного слова. Музыканты такого класса приглашаются и соглашаются работать на лучших европейских сценах, а их желание работать в Омске только подтверждают восторженные отзывы о наших музыкантах на разных языках: «Высокий класс! Высочайший профессионализм!» И это не «дежурные похвалы», такое не подделаешь.

ЗЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСОКОГО ИСКУССТВА

Омский камерный начинал свои концерты в Казачьем соборе, бывшим тогда Органным залом. Затем, по известным причинам, оркестр выступал в разных залах -ДК им. Дзержинского, ТЮЗа, музея им. Врубеля. Сегодня для полноты представления музыки разных эпох и стилей с использованием разнообразных инструментов — старинных, ударных и т.д. — оркестр выступает в Концертном зале. Концертный зал — это ДОМ для всех музыкантов: классика, диксиленд, симфонический оркестр, Омский хор.

Но этот дом не совсем уютен по размеру, по акустике для камерного оркестра.

Большие надежды музыканты камерного оркестра связывают с открытием нового Органного зала, который отвечал бы требованиям ансамблевого музицирования и стал бы постоянным местом для репетиционной работы и концертов.

Каким станет будущее Омского камерного? Будут ли созданы условия для существований в Омске камерной антрепризы — широкого поля для профессиональной реализации мастерства омских музыкантов, имеющих заслуженный авторитет профессионалов? Ведь исполнители и их руководители — это просто люди, для которых сцена одновременно и скамья подсудимых, и трон, и просто работа за зарплату, чисто условную по сравнению с зарплатой «старшего брата» — симфонического оркестра, не говоря уж о мировом уровне. А благодарного слушателя наши музыканты находят везде. Причем благодарность мало связана с толщиной кошелька: сегодня это могут быть сливки общества в Испании или Италии, а завтра беззарплатные земляки в Таре или в Саргатке.

Что ждет оркестр завтра? Что сделать для того, чтобы реже встречать в афишах под фамилиями наших музыкантов печальное «Ныне — Австрия», «Ныне — Бельгия».

Было бы просто сказать — ответ даст только время. Мы не только свидетели времени, мы его участники и соучастники. Многое зависит от нашей работы, от нашего участия. К неукротимой энергии и энтузиазму бессменного директора Омского камерного оркестра Вениамина Ренкончинского, которого иностранные коллеги называют редким даже для Запада «званием» — менеджером в музыкальном мире, следовало бы добавить большее внимание и власти, и прессы, и нас всех.

Среди нас единицы посещающих эти концерты, мы можем их и не знать. Но рожденное благозвучием положительное настроение незримо распространяется на всех. Рекламируя свои предприятия, Омск и область, мы устраиваем специальные выставки и презентации. А чего могут стоить слова, случайно сказанные иностранцем о мировом уровне омских музыкантов в солидном кругу своих соотечественников? Это наше лицо. «Добродетель всегда вознаграждается», — утверждал Ираклий Андронников. — «Если любишь музыку — то люби».

Невозможно стремиться к высотам цивилизации где-то в будущем с небрежным отношением к этой красоте здесь и сейчас.