ХРАНИТЕЛЬ ОМСКОГО ОРГАНА

ХРАНИТЕЛЬ ОМСКОГО ОРГАНА

Есть такая профессия, которой в Омске владеют всего два человека. Это - органные мастера Виктор Сергеевич и Александр Викторович Якшины

Сейчас орган расположился в здании бывшего кинотеатра «Художественный». Когда-то, много лет назад, когда Якшин-старший играл в эстрадном оркестре, ему частенько доводилось выступать вечерами перед началом сеанса в этом кинотеатре.

Музыка — вся жизнь

Жизнь Якшина-старшего начиналась тяжело. Рано остался сиротой, жил у бабушки, беспризорничал. Но счастливый ангел вел его по жизни. Выучился играть на гитаре, закончил техническое училище. К музыке Виктора Сергеевича тянуло всегда. Освоил контрабас, устроился в духовой оркестр. Учился в Ленинграде, работал — и продолжал учиться — в Москве на фабрике «Лира» и в мастерских при консерватории. Вернулся в Омск уже опытным мастером, стал работать в филармонии музыкальным мастером. Научился ремонтировать любые музыкальные инструменты. Когда в Омске возникла идея создания органного зала, то Виктор Сергеевич освоил и этот инструмент. Уехал в Чехословакию, где пробыл от начала создания органа до окончания работ. Затем вернулся в Омск. Вот и вся биография — больше Мастеру рассказать о себе нечего. Ничего необычного в своей работе он не видит. Просто орган — это как живой организм, ему нужен строгий режим и внимательный уход.

Орган

Уход же за органом непростой. Якшиным приходится быть и кузнецами, и сварщиками, и играть на инструменте, чтобы не застаивался. Они научились создавать нужный климат — влажность 60%, температура 19 градусов. Орган боится пыли, сквозняков и сырости — и хранители «сшили» специальные чехлы. Перенос органа в новое помещение — это уникальный случай в мировой практике. На чешской фирме «Ригер-Клосс» мастера пребывали в шоке. Поучиться было не у кого, все продумывали сами — Якшины в сотрудничестве с бригадой чешских мастеров. И всего добивались: теперь у органа над «головой» надежная двойная крыша. Стоит он на специально смонтированном фундаменте. Акустика в зале отменная. Виктор Сергеевич просто хлопнул в ладоши -звук полетел и звучал несколько секунд. «Мы не думали, где взять денег — для этого есть начальство. Мы заботились только непосредственно об органе,» — говорит Виктор Сергеевич. Зато теперь можно быть спокойными — орган простоит и надежно проработает не меньше ста лет.

Мастер на все руки

В этом же здании предполагается создать музей старинных музыкальных инструментов. К нему тоже «приложили руку» Якшины. Они собрали и восстановили вместе с группой реставраторов множество русских, алтайских, северных народных инструментов. Некоторые создали сами — как говорится, по образу и подобию. Сейчас Виктор Сергеевич работает над маленьким роялем, который будет стоять на четырех ножках — такие были инструменты несколько веков назад. Созданием инструментов Якшин увлекся давно, мастерил гитары и скрипки (одна из них до сих пор находится в Прибалтике и звучит на концертах). Руке и сердцу Мастера подвластен такой простой, на первый взгляд, инструмент, как церковный колокол. «Тут свои хитрости, — улыбается Виктор Сергеевич. — Колокол тоже надо настраивать. И не просто бухать, дергать за веревку, а играть». Виктор Сергеевич подготовил для омских храмов более десяти звонарей, многие из которых благополучно работают. Традиции русской православной церкви близки Виктору Сергеевичу, хотя главный инструмент его жизни -католический. В новом храме на Левобережье он пока не был, звон его колоколов не слышал. «Надо будет — настроим,» -спокойно говорит Якшин-старший.

Виктор Сергеевич всегда умел найти занятие по душе. Работал в школе учителем труда. Сотрудничал с фирмой «Мелодия», где был корректором — следил, чтобы произведения в исполнении омского органа не допускали ни единой фальшивой ноты. Вместе с сыном освоили они резьбу — и по дереву, и по кости, реставрируют экспонаты в краеведческом музее. Умеет чеканить по металлу. Сейчас появилась еще одна мечта — завести пчел. Увлекается историей вообще и многочисленными ее отраслями — историей музыки, акустики. Много читал о Наполеоне — труды академика Тарле есть в домашней библиотеке.

Наследство

«Я-сибиряк,» — говорит о себе Виктор Сергеевич. Он родился в деревне Алексеевке Кормиловского района. И хотя детство его было горьким, сиротским, любовь к Родине оставалась в сердце всю жизнь. Работал в Чехословакии, многому удивлялся — и мечтал воссоздать это в Омске. Уезжал далеко от дома — снились сибирские пейзажи, березки. Работы не боялся никакой — просто делал ее добросовестно, и все у него получалось. За главное дело своей жизни — орган — спокоен. Сын его Александр — тоже органный мастер, ученик Виктора Сергеевича. Уже много лет (пожалуй, с момента создания органа в Омске) работает он наравне с отцом, имеет международные сертификаты и международный авторитет. Орган знает великолепно, может выполнить любую работу по ремонту и настройке. Подрастают внуки и внучки — и тоже учатся музыке, проникают в секреты органного мастерства.

Прощаясь, замечаю на запястье левой руки Виктора Сергеевича небольшую татуировку, побледневшую от времени. «Молодой был, глупый, — смущается Мастер. — Но музыку очень любил». Изображен на руке аккуратный нотный стан — пять линеечек и скрипичный ключ.