ПОДПИСИ В ПОДДЕРЖКУ ПУТИНА ПРИЕХАЛИ В ЦИК НА ТРЕХ «ГАЗЕЛЯХ»

28 января в здании ЦИК в Москве прошен своего рода день открытых дверей. Журналистам дали возможность понаблюдать за тем, как идет проверка подписных листов за кандидатов в президенты РФ

В этом доме раньше был новомодный трактир, где подавали недешевые бизнес-ланчи, а теперь здесь заняты государственным делом — проверяют подписные листы. В большом зале на первом этаже сидят примерно 50 человек, в основном — женщины и девушки. На балюстраде, за деревянными перилами, расположились представители кандидатов (они обязаны присутствовать при проверке подписных листов) и многочисленные фоторепортеры приготовились, ожидая появления главы Центризбиркома Александра Вешнякова.

На столах перед проверяющими и на многочисленных стеллажах — толстые папки. На каждой — номер, количество листов в подшивке, количество подписей, фамилия кандидата и регион, где эти подписи собраны. Папок очень много, кажется, за месяц столько не проверить, а ведь это только 30% от тех четырех миллионов, что собрано в общей сложности за Владимира Путина и Сергея Миронова.

Досконально проштудировать все невозможно физически. 2,5 миллиона подписей за Путина привезли в ЦИК на трех «Газелях» (каждая грузоподъемностью 1,5 тонны) вечером в пятницу — 23 января. 600 тысяч автографов отобрали методом случайной выборки по номерам папок при помощи специальной компьютерной программы. Работать начали сразу же.

В понедельник в три часа дня дел прибавилось: поступили подписи за Сергея Миронова. А во вторник группа избирателей, созданная для поддержки самовыдвижения Ивана Рыбкина, привезла 2,5 млн. автографов в пользу своего кандидата. Подписи за каждого претендента на высший пост надо проверить за 10 дней с момента их приема ЦИКом. Все выявленные нарушения, ошибки заносятся в специальный протокол, который потом предоставят кандидату.

«Порядок такой: если из 600 тыс. отобранных на проверку подписей бракованными оказываются 20%, то берут еще 100 тыс. подписей. Если же и в этой дополнительной порции — 20% брака, то все
подписные листы за кандидата считаются недействительными», — разъяснил Александр Вешняков.

Проверяющие рассказывают, что самое распространенное нарушение — наличие в подписном листе исправления, которое не заверено. Обязательно должно быть написано: «исправленному верить», объясняют девушки. Часто рядом с подписью избиратель забывает поставить дату. А еще бывает, что сведения в подписной лист внесены не сборщиком и не избирателем…

«Проверка ведется силами специалистов, которые работают с нами не первый год, — рассказал в беседе с журналистами Александр Вешняков. — Многие из этих людей начали заниматься этой работой еще во время парламентской кампании 1995 года. Среди них 25 опытных графологов, сотрудники паспортно-визовой службы МВД, Минюста, ФСБ, а также представители избирательных комиссий субъектов Федерации». Всего на кропотливой работе занято 100 человек. Они пока работают в две смены, но если будет необходимо, то организуют и третью, обещает председатель ЦИК.

В регионах запрашивают сведения и о сборщиках подписей, и о подписантах. Через милицейскую базу данных легко установить, расписался за кандидата реальный человек, проживающий по определенному адресу, или псевдоизбиратель.

Александр Вешняков отметил, что «пока качество подписных листов — неплохое». Как правило, больше ляпов у тех кандидатов, кто сдает подписи в последний момент, в спешке.

Какова производительность труда проверяющего? Всякий раз на проверку положенных шестисот тысяч автографов уходит разное время. Все зависит от аккуратности оформления, от того, нужна или нет почерковедческая экспертиза. «Если фальшивые подписи будут обнаружены в большом количестве, то это послужит основанием для обращения в следственные органы и прокуратуру», — заключил председатель ЦИК.