НЕ ПРОГЛЯДЕТЬ ДАРОВАНИЕ

Нередко родители совсем маленьких детей интересуются: когда можно начинать их музыкальное воспитание? Вопрос этот далеко не простой. В большинство российских детских музыкальных школ детей принимают с четырех лет

А как же с одаренными детьми, которые еще не достигли «рубежного» четырехлетнего возраста? Таких детей немало, но обычно они находятся в «беспризорном» музыкальном состоянии… С ними никто серьезно не занимается, они только смотрят музыкальные клипы по телевизору и слушают музыкальные «шедевры», которые вбивает в их головенки «лучшее радио России с его лучшей музыкой». А если еще совсем маленький, но одаренный ребенок учится играть на рояле «под руководством тети Мани», то потом нередко оказывается, что у него совершенно испорчен слух и зажаты руки. Совершенно очевидно, что эту проблему надо немедленно решать.

Известно, что в Италии, Франции, Японии организованы детские музыкальные центры, в которых детей обучают с полутора лет. И результаты бывают просто потрясающими. Так что официальный возрастной рубеж, принятый в системе российского музыкального образования, учитывая вышесказанное, может считаться весьма условным.

Кстати, еще до войны в Одессе существовала специальная детская музыкальная школа для особо одаренных детей. В ней преподавал выдающийся скрипач, педагог Петр Столярский. Он, как правило, занимался с очень маленькими детьми, нередко родители приносили к нему на занятия своих детей чуть ли не в ползунках. Многие его собратья-педагоги иронично относились к его делу. Что в итоге получилось, знает теперь весь музыкальный мир.

Многие известные российские музыканты и педагоги высказывали пожелание организовать в Омске, учитывая большой культурный потенциал нашего города, подобный музыкальный центр для одаренных детей. Открыть его они рекомендовали на базе музыкального факультета Омского педагогического университета. Именно здесь сосредоточено наибольшее число специалистов по проблемам художественно-эстетического воспитания детей и молодежи.

Сотрудники будущего детского музыкального центра прослушивали бы маленьких детей, проявляющих яркую музыкально-художественную одаренность, еще в яслях и детских садиках.

Впрочем, такая работа ведется сотрудниками нашей кафедры уже очень давно. К нам в течение многих лет обращаются воспитатели, музыкальные руководители и родители с просьбой прослушать их малышей. И разумеется, мы никогда и никому в этом не отказывали, тем более что у нас есть свои детские психологи, методисты и педагоги-дефектологи.

Предполагается, что в создаваемом центре смогут заниматься дети в возрасте от полутора до шести лет, то есть до самого поступления в детскую музыкальную школу. По окончании центра кроме направления в детскую музыкальную школу его питомцы получат рекомендацию обучения ребенка на определенном музыкальном инструменте. Проблема выбора инструмента для ребенка — одна из самых острых проблем каждого детского педагога-музыканта, именно здесь еще и сегодня допускается немало нередко драматических ошибок. Выпускники центра получат и долговременный прогноз музыкальной биографии: следует ли в дальнейшем заниматься музыкой только для себя или стать музыкантом-профессионалом.

Понятна огромная ответственность при занятиях с такими крошечными детьми. Пока не существует каких-либо известных нам планов и рабочих программ для занятий с одаренными детьми такого возраста. Первая экспериментальная программа была только что создана и рассмотрена на одном из заседаний нашего факультета. Но мы будем искать, экспериментировать, пробовать.

Если у кого-либо из родителей, руководителей или воспитателей яслей и детских садов возникнут трудности, связанные с музыкально-художественным воспитанием маленьких одаренных детей, они могут обратиться за помощью, советом и практической консультацией на кафедру теории и методики музыкально-эстетического воспитания Омского государственного педагогического университета или по телефону 31-22-34.