С него начнется новый этап по укреплению партии как союза единомышленников, рост ее влияния в обществе, усиление ее боеспособности? В чем заключаются эти знаковые особенности Пленума, как они могут повлиять на коренное изменение расклада политических сил в стране в пользу левопатриотической оппозиции? На эти и другие вопросы мы попросили ответить кандидата в члены ЦК КПРФ, заместителя секретаря Омского обкома КПРФ Николая Ильича Куторгина, принимавшего участие в работе Пленума.
— Николай Ильич, в чем, на ваш взгляд, заключается знаковость этого Пленума для партии?
— Прежде всего в том, что Пленум рассмотрел главный вопрос партийной жизни — об укреплении партии в сложившейся политической обстановке в стране. Были обсуждены важнейшие проблемы жизни организации: кадровая политика, работа с союзниками, отношение партии к власти, организационное и идейное единство, экономическая и хозяйственная деятельность.
Примечательно то, что при подготовке и обсуждении всех этих проблем были выбраны не только новые формы, но и новая методология. ЦК вернулся к ленинскому принципу анализа ситуации, предложив к обсуждению не только основной доклад, но и содоклады. Это позволило всесторонне проанализировать политическую ситуацию в стране, положение дел в партии, а также более конкретно определить стратегию и тактику наших действий в конкретных условиях.
Кроме того, была организована работа тематических секций, на которых рассматривались теоретические и практические проблемы, которые необходимо решить в ближайшее время и на перспективу. Например, я принимал участие в работе секции по теме «Партия и власть». Участие представителей регионов в работе секций влило живую струю в работу Пленума: высказывались интересные мысли, звучали дельные предложения, способные по-новому решить многие задачи, стоящие перед нами.
На каждой секции были выбраны представители, которые обобщили наиболее интересные предложения по укреплению партии и затем рассказали об этом на пленарном заседании.
— Вы лично выступали с какими-либо предложениями?
— Да. На отдельном совещании первых секретарей обкомов и райкомов партии. Там среди множества проблем рассматривался и вопрос о гласности деятельности партии, в частности, о роли средств массовой информации, выражающих позицию левопатриотических сил. Я выступил с предложением о единой газете партии. Это позволило бы не только расширить информационное поле партии, но и более оперативно проводить политику партии, направляя ее в соответствии с решениями съездов и пленумов.
Судите сами: сегодня тираж газеты «Правда»(около 70 тыс. экз.) абсолютно недостаточен для того, чтобы обеспечивать пропагандистскую, агитационную и организаторскую работу в полном объеме по стране (у нас в области у коммунистической газеты «Красный Путь» тираж под 40 тыс. экз., и то мы считаем, что этого мало для того, чтобы обеспечить гласность на всей территории области так, как нужно). У «Правды России» тираж еще меньше. Я ни в коей мере не хочу обидеть коллективы этих газет, но более широкий круг читателей, а значит, и влияние в обществе в этом смысле имеет «Советская Россия», так как ее тираж 300 тыс. экземпляров. Для пользы дела было бы лучше иметь на базе этих трех газет одну как орган ЦК КПРФ, в результате чего мы бы не только расширили информационное поле оппозиции, но и смогли бы более четко, оперативно проводить политику партии в массы, контролировать и управлять процессом гласности в соответствии с решениями ЦК. Естественно, и экономически было бы выгоднее сконцентрировать средства на выходе одной центральной газеты, обеспечить ее действенность на местах. Тем более, что ситуация в стране резко меняется, и, к сожалению, не в лучшую сторону.
— Не излишне ли Вы сгущаете краски, Николай Ильич?
— Я немного пессимист. А это, как шутят, хорошо информированный оптимист. Именно поэтому предпочитаю реально оценивать обстановку. На мой взгляд, политическая ситуация в стране изменилась не в пользу оппозиции. Мне кажется, мы излишне настраивали людей на скорую победу в то время, как уже давно стало ясно: борьба предстоит долгая и тяжелая. Режим просто так не уступит власть народу, который брошен в пучину экономических и социальных потрясений. Эйфория экономического подъема стихает, и на смену ей вот-вот придет новый кризис. Власть, судя по президентскому посланию Федеральному Собранию, сняла маски и показала свое истинное лицо. Президент — ее полное олицетворение. Теперь всем ясно, что в нашей стране взят курс на создание государства по прозападному проекту, в котором бы комфортно жилось олигархам, властной верхушке, причем исключительно за счет обманутого большинства. Это и продажа земли, и железных дорог, и платное образование, и медицина, и т. д. При это, учитывая ностальгию людей по советскому периоду в нашей истории, режим для своего укрепления использует наши лозунги. И многие попадают на крючок этих идеологических фальшивок режима. На самом же деле идет открытое и последовательное наступление на социальные программы -примеров тому очень много. Провозглашая необходимость духовного возрождения нации, на деле власть превращает главный инструмент этого -образование в одну из дорогостоящих и не всем доступных платных услуг государства своему народу. Не улучшив уровень благосостояния основной части общества, власть проводит жесткую либерализацию экономики. Одно повышение тарифов в сфере коммунальных услуг чего стоит! А КЗОТ?! Это же натуральная удавка для человека труда! Таких примеров несоответствия слов и дел режима можно привести много.
То же самое происходит и на политической арене. Провозглашая многопартийность, власть активно осуществляет силовые действия по отношению к КПРФ и ее союзникам. Объединение «Единства» и «Отечества», консолидация с ними ЛДПР, «Яблока» — свидетельство этого процесса. С нами уже не пытаются вести диалог, а используют силовые приемы. Это нельзя недооценивать. Значит, и нам нужно менять тактику и стратегию согласно обстоятельствам.
— Каким образом?
— Прежде всего, укрепляя свои ряды. А это значит — повышать ответственность каждого коммуниста за конкретные дела. Сегодня нельзя считать коммунистом человека, который на словах поддерживает нашу политику. Каждый, кто встал в наши ряды, должен делать конкретное дело. И не одно, а десяток. В активной позиции каждого коммуниста — успех нашего дела. Есть этому бесспорный критерий — уплата взносов. Да, именно этот фактор подтверждает деловитость и боевитость организации. Зюганов с плохо скрытым гневом говорил о том, что пятая часть парторганизаций в стране плохо выполняет эту святую обязанность. Не случайно у этих организаций мало успехов в выборах, слабы партийные газеты.
Во главу угла необходимо поставить идеологическую работу в партии. Об этом очень много говорилось на пленуме, на заседаниях тематических секций. Людям предстоит заново доказывать преимущества социалистического общества, развенчивать миф о нем как обществе с тотальной ликвидацией частной собственности и т.д И тут не грех вспомнить о пропагандистах и агитаторах, об учебе партактива, о лекторах.
— Да. Но ведь это уже было…
— И оправдывало себя до тех пор, пока эти формы работы не обросли формализмом. Не случайно наши противники сейчас берут их на вооружение. Обратите внимание: «Единство», создавая молодежные организации, организует учебу по типу наших комсомольско-молодежных лагерей. Звучат те же лозунги о патриотизме, о любви к Отечеству, только наполняются все эти формы нужным режиму идеологическим содержанием.
— Николай Ильич, но тогда не совсем понятна позиция ЦК по вопросу о секретаре по идеологии.
— На эту тему разговоров было много, но по кандидатуре секретаря по идеологии так и не определились. Хотя, на мой взгляд, и по мнению многих членов ЦК, в корне неверно был поставлен вопрос о нецелесообразности работы А. Кравца и секретарем по идеологии, и секретарем Омского обкома КПРФ. Ему было дано право выбора одной из этих должностей. Чувство долга перед своей организацией у А. Кравца победило. Но наша областная организация по праву считается одной из самых сильных в России, в первую очередь по идеологической работе. Работая секретарем ЦК по идеологии, А. Кравец мог бы проецировать тот положительный опыт, который есть у нас, на партию в целом. Польза от этого была бы несомненной. Наверное, не случайно так долго не могут найти ему замену. Но дело даже не в этом -пустует ниша на главном направлении! И это в то время, когда правящий режим четко выстраивает против нас массовый отряд проправительственного партийного блока. Наверное, именно поэтому вопрос о работе с кадрами на пленуме обсуждался особенно принципиально и критично.
— Чего конкретно касалась эта критика?
— Острой критике, например, была подвергнута работа с резервом кадров. Затруднения в выборе идеологического секретаря — яркий тому пример, но не единственный, к сожалению. Главный недостаток — отсутствие резерва на выборные должности в верхнем эшелоне партии. На этот счет высказывались вполне оправданные требования — обеспечить резерв на всех уровнях, в первую очередь в верхнем эшелоне.
— Даже на должность Геннадия Андреевича Зюганова?
— Да, шла речь и об этом. А почему бы нет? Зюганов — бесспорный лидер, идеолог от бога. Но у него слишком много обязанностей, и вполне справедливо высказывались предложения руководство отдельными направлениями в работе партии поручить другим товарищам. Это высвободило бы его для более активной работы на главном направлении — борьбе за власть. Ну, а уж резерв-то у него, на мой взгляд, должен быть в первую очередь, как у любого полководца. Предлагались конкретные кандидатуры. И это лишь говорит об усилении демократических процессов в партии, об ее укреплении.
— Вот Вы говорите о борьбе за власть. В чем это будет выражено?
— Теперь для нас уже нет вопроса: идти во власть или не идти. Конечно, идти! Однако, не закрывая при этом глаза на реальное состояние сил. Ведь когда на выборах президента Татарстана представитель КПРФ взял всего четыре процента, это больше похоже на дискредитацию организации, чем на ее революционность. При этом методы парламентской борьбы при современном раскладе политических сил недостаточно аффективны. Ведь задача перед партией стоит глобальная — изменить нынешний курс. И решение ее в том, чтобы на современном этапе более активно овладевать местным самоуправлением. Такой опыт в партии есть, но его нужно, образно говоря, растиражировать. При этом обязательно усилить требовательность к тем, кто войдет в местное самоуправление от избирательного объединения КПРФ.
— В чем будет заключаться эта требовательность?
— Избранный от КПРФ депутат любого уровня должен помнить о своих обязательствах не только перед избирателями, но и перед организацией , проводить ее линию, нести ответственность за свои действия. Очень показательна в этом отношении практика работы губернатора Ивановской области коммуниста В. Тихонова. После избрания губернатора он остался почетным председателем областной организации КПРФ. Почти каждую субботу проводит совещание с партактивом, построил кадровую политику с учетом интересов своей партийной организации, на ведущие посты пришли профессионалы из числа коммунистов. И это уже дало свои результаты — в области растут экономические показатели, стабилизируется положение в социальной сфере.
— Не означает ли это в какой-то мере подавление самостоятельности депутата?
— Ни в коей мере. Любое мнение, высказанное на заседании фракции, обязательно к рассмотрению и обсуждению. Но по принципиальным вопросам, касающимся жизненно важных вопросов для избирателей города, области, страны в целом, руководством к голосованию должно быть то решение, которое принято большинством членов фракции и одобрено обкомом. К примеру, разве можно поддерживать депутатам-коммунистам повышение тарифов при таком низком уровне благосостояния населения? Естественно, установка партии — не поддерживать подобные решения власти. И в этом нет никакого диктаторства, о котором говорят наши противники. Вот у них как раз подобное и происходи