Областной власти срочно потребовался этот особняк для размещения в нем открываемого консульства Республики Казахстан. Как же развивались здесь события в последние дни?
Напомним, что «штурм» Дома архитекторов, пока в виде неприкрытого давления прибывших в особняк высокопоставленных чиновников во главе с первым заместителем председателя правительства области Шрейдером, начался 10 ноября, в День милиции. А на другой день состоялось внеочередное общее собрание Омской организации Союза архитекторов России, на котором присутствовало более 50 человек. Большинством голосов архитекторы приняли следующее решение:
1. Согласиться с предложением правительства о передаче здания консульству Казахстана при условии равноценной компенсации Омской организации Союза архитекторов.
2. Поручить правлению организации выработать условия компенсации.
3. Просить губернатора принять делегацию от Союза архитекторов.
4. Не освобождать Дом архитекторов до получения юридических документов.
Как видим, архитекторы к тому дню уже смирились с тем, что им придется покинуть свой уютный особняк, они решили лишь поторговаться с властью по поводу равноценной замены его на другое здание. Продолжая при этом верить в «доброго царя», о чем свидетельствует записанный в решении собрания пункт о встрече с губернатором Полежаевым.
Но правительство не намеревалось вести длительные переговоры с общественной организацией. Тем более поджимали сроки, ведь прогубернаторские СМИ уже известили омичей о том, что консульство Казахстана откроется в нашем городе в декабре. А потому власти прибегли к испытанному силовому варианту. Утром 15 ноября в особняк по улице Ленина, 39 пришли рабочие с ломами и кувалдами. Первый натиск обитатели дома с помощью стража порядка отбили. Однако к вечеру того дня «взломщикам» все же удалось проникнуть внутрь, милиция на этот раз вмешиваться не стала. И вскоре от перегородок, разделяющих комнаты на втором этаже, осталась лишь груда мусора. Перепланировка еще не освобожденного здания началась…
Так что в минувшую среду, 17 ноября, на «очередное внеочередное» заседание архитекторы собрались уже, можно сказать, на развалинах своего дома. Многие из тех, кто еще питал какие-то надежды, поняли: сопротивляться власти теперь бесполезно. Судя по всему, так был настроен и председатель правления Омской организации Союза архитекторов В. Мальцев. Он заявил коллегам, что иного выхода у них нет, надо соглашаться с предложениями, которые ему устно сообщили в кабинетах правительства. А они таковы: архитекторов временно, до марта будущего года, размещают в двух комнатах в здании по улице П. Некрасова, 6, о которых говорилось прежде. Затем организации обещают предоставить более просторное помещение. А на перспективу сулят выделить участок под застройку рядом с домом, где вскоре поселятся представители соседнего государства.
Реакцию собравшихся нетрудно было предугадать. Сразу посыпались вопросы: «А можно ли доверять нынешней власти, где гарантии, что эти обещания будут выполнены?» Некоторые более решительно настроенные архитекторы предлагали «не выезжать отсюда до тех пор, пока не получим юридические документы, ответы на наши письма губернатору, прокурору области». Но председатель правления настаивал на том, что надо все же принять условия правительства, иначе, мол, ему придется подавать в отставку. Выплеснув свои эмоции, участники заседания большинством голосов все же приняли эти предложения власть имущих, обставив их некоторыми оговорками. Надеются еще и на решение арбитражного суда в свою пользу.
Впрочем, кажется, время окончательно упущено. Какое бы решение теперь ни приняли архитекторы, вряд ли им удастся отстоять свои права. Пока они твердили о своей законопослушности, власть, привыкшая толковать законы в свою пользу или вообще игнорировать их, легко переиграла зодчих, поставив организацию перед свершившимся фактом. Из здания, которое они занимали, вывезли уже и мебель, и весь архив. Осталось только сбить вывеску у входа.
Конечно, в этом конфликте перевес сил одной стороны очевиден. Тем не менее, полагаю, архитекторы использовали далеко не все возможности, чтобы заставить власть уважать себя, вести диалог по возникшей проблеме на равных и в рамках закона. Заметим, что эта творческая организация объединяет более 80 специалистов, от которых непосредственно зависит работа одной из ведущих отраслей, перспектива развития всего региона. С первых же попыток незаконных притязаний на свой дом им надо было действовать более сплоченно и решительно. Довести суть конфликта до широких кругов общественности города, обратиться за поддержкой к родственным организациям — союзам журналистов, писателей, художников, театральных деятелей, которых при нынешнем правовом беспределе может ожидать та же участь. Раз эти творческие союзы сами не решились открыто проявить солидарность с коллегами. В наивной надежде, что уж их-то не тронут…
Всем давно пора понять: подобная разобщенность как раз и позволяет действующей власти творить произвол. Чувствуя себя всесильной, она расправляется поодиночке как с непокорными ей людьми, так и целыми трудовыми коллективами и общественными организациями. Архитекторы в полной мере ощутили это на себе.