Грубо говоря, министр запретил использовать служивых в качестве бесплатной рабсилы. И пообещал командирам-нарушителям самые суровые наказания, вплоть до лишения свободы.
Текст приказа пока не дошел до Омска, и детально с ним наши военные ознакомиться не успели. Поэтому развернутых комментариев ни от кого получить не удалось. К примеру, в областном военкомате на вопросы вашего корреспондента отреагировали болезненно. Мол, и без дополнительных приказов солдатики у нас неположенными работами не занимаются. И вообще — запрет касается прежде всего участия военнослужащих в строительстве частных объектов. А у нас в области официально не было зарегистрировано ни одного случая, чтобы солдаты строили, скажем, дачу лично какому-нибудь офицеру.
Уж не знаю, как насчет дач, но в ремонте гостиницы «Турист» в прошлом году служивые принимали активное участие. Ваш корреспондент видела это собственными глазами. Можно привести и другие примеры. Означает ли подписание приказа, что солдат, трудящихся, например, на дорогах и в парках, мы больше не увидим? Вряд ли. Существует масса нюансов. Например, когда служивые работали в Омске на Аллее Славы в преддверии Дня Победы, это было согласовано и разрешено на самом высоком уровне. А железнодорожные воинские части вдобавок находятся на хозрасчете. У них есть внебюджетные счета, они имеют право заключать договоры. В итоге солдаты-железнодорожники могут вполне легально выполнять заказы.
Да и как доказать, что те или иные работы не имеют отношения к воинской службе? Допустим, солдаты могут ремонтировать теплотрассы, по которым тепло поступает в том числе и в их часть. Или труд вне части может быть оформлен как помощь подшефной организации. Словом, лазейки есть. В каждом конкретном случае нужно разбираться. Не получится ли так, что после выхода приказа ничего не изменится? Время покажет. Но если трактовать приказ узко, исключительно как запрет труда на офицерских подворьях, он просто теряет смысл. Ведь и раньше это пресекалось. Во всяком случае, в военной прокуратуре говорят, что всегда реагируют на сообщения о таких фактах, даже если поступают они анонимно по телефону. Мы же в свою очередь хотим призвать наших читателей не оставаться равнодушными к проблеме. Если вы видите, что солдаты, вместо того чтобы служить, таскают шпалы и убирают мусор, звоните в редакцию. Мы передадим информацию в прокуратуру.