УВОЛЬНЕНИЕ ПОД ЗАНАВЕС СЕЗОНА

Один из лучших театральных директоров России оказывается не у дел?

Как гром среди ясного неба на пресс-конференции, посвященной открытию в Омске фестиваля «Будущее театральной России», прозвучал вопрос одной из журналисток. Он был обращен к директору Омского академического театра Борису Мездричу: «Правда ли, Борис Михайлович, что с вами не продлен контракт на следующий сезон?»

«Да, правда», — спокойно ответил директор одного из лучших театральных коллективов России. И пояснил, что уведомление об этом ему вручили в Главном управлении культуры и искусства администрации Омской области буквально за два дня до начала фестиваля. При этом предварительно с Мездричем никто не беседовал, никаких объяснений поэтому поводу дано не было. Комментарии, как говорится, излишни.

Эта новость особенное впечатление произвела на представителей театральной элиты России, приехавших на фестиваль. Во всяком случае, художественный руководитель Российского академического молодежного театра народный артист России, лауреат Госпремии РФ, профессор Российской академии театрального искусства Алексей Владимирович Бородин смог сказать только одно: «Моему потрясению нет предела. Если можно так, то тогда можно все…»

Такая степень крайнего изумления вполне понятна. Репутация директора Омской драмы в театральном мире страны очень высока, Борис Мездрич безусловно относится к числу лучших директоров России. Именно этого человека увидел своим преемником легендарный директор театра Мигдат Ханжаров, передав ему свое детище из рук в руки. А Мигдат Нуртдинович был, как известно, очень взыскательным руководителем. Но он никогда не жалел о своем выборе. Напротив, гордился, что не ошибся в своем кандидате.

Преемственность — вот что было важно в этой эстафете, переданной Мездричу. Преемственность в кадровой политике, в системном подходе к формированию труппы, к новым театральным проектам и добрым старым традициям. Омский театр за эти годы не растерял творческий капитал, заработанный предыдущими поколениями. Наша драма и сегодня по праву считается лидером провинциального русского театра.

Не случайно на совещаниях разного уровня омичей приводят в качестве примера высоких художественных достижений, подкрепленных умелым, рачительным хозяйствованием. То, что в годы такого крутого перелома, когда в корне изменились подходы государства к театральной политике, наш театр, не снижая творческой планки, дает высокие экономические показатели, свидетельствует, прежде всего, о грамотном руководстве.

Вот и остается гадать, чем же и кому так не угодил Борис Мездрич, если при неоспоримых достижениях руководимого им театра его просто отстраняют от дел. Получается полнейший нонсенс. Даже в суровые советские времена директоров не увольняли за то, что они успешно выполняли возложенные на них обязанности. Конечно, Мездрич неудобен тем, что постоянно о чем-то напоминает и что-то требует. Например, что уникальному зданию театра крайне срочно необходим ремонт. Ведь нынче мы будем отмечать столетие закладки этого архитектурного шедевра. А через четыре года праздновать столетний юбилей здания, так украсившего Омск.

Потому директор Академической драмы постоянно напоминает: нужны средства на ремонт. Средства вроде как выделены, но пока на бумаге, а время идет неумолимо…

Естественно, начальство не любит, когда напоминают о собственной необязательности.

В нынешнем сезоне произошел разрыв труппы с главным режиссером Омского театра Владимиром Петровым. Трудно судить, что не сложилось, — Владимир Сергеевич личность неординарная, со своим оригинальным творческим почерком, и с его именем связаны славные страницы биографии омского коллектива. Может, как это бывает, отношения просто исчерпали себя? Тем не менее этот конфликт стал формальным предлогом для увольнения Мездрича. По принципу: голова болит? Давайте ее отрубим!

Естественно, мнения коллектива театра никто не спрашивал. Хотя, заметьте, коллектив-то это творческий, очень чутко реагирующий на все перепады административной погоды. Сейчас актеры и служащие пытаются принять меры по спасению своего опального директора. Письмо на имя губернатора Л. К. Полежаева подписали все до единого человека и очень просят найти время для встречи с труппой театра в любое для столь занятого руководителя время.

На что они надеются? На то, что омский театр — одно из достояний нашей области, определяющее ее престиж в духовной сфере, и не может быть безразличным губернатору.