ЯНВАРЬ, ЧИНОВНИК ТОРЖЕСТВУЕТ

ЯНВАРЬ, ЧИНОВНИК ТОРЖЕСТВУЕТ

Поставив на прикол сотни газелей и на мороз - десятки тысяч омичей

Речь о переделе на рынке пассажирских перевозок. Весной мэрия заявила о необходимости упорядочить маршрутную сеть города, имея в виду, прежде всего, вездесущие «ГАЗели». С такой постановкой вопроса не спорили, в общем-то, и владельцы микроавтобусов — еще два года назад областной Союза автоперевозчиков (ОСА) заявлял о том же самом и даже совместно с учеными СибАДИ и специалистами ГИБДД разработал проект организации сети маршрутных такси. Он был призван сделать этот вид транспорта более удобным как для пассажиров, так и для других участников движения, которые зачастую отнюдь не в восторге от скапливающихся на остановках и подрезающих путь юрких маршруток.

Тогдашнее руководство города пообещало взять эту схему за основу, и в недрах департамента транспорта закипела работа. Велась она, правда, скрытно от автоперевозчиков, что вызывало их недовольство, но что делать, таковы уж традиции наших чиновников. Важно, в конце концов, не это, а результат. В августе плод беззаветного труда транспортников был опубликован. Волосы от него встали дыбом на голове, наверное, не только у «газелистов», для которых перевозки — хлеб насущный, а и у пассажиров, ради которых, в первую очередь, все это и затевалось.

Согласно новой схеме сети число микроавтобусов сокращается до 1557, а 63 маршрута из 167 полностью ликвидируются. Что это означает для рядовых граждан? Сейчас по улицам Омска колесят, по разным оценкам, от четырех до пяти тысяч пассажирских «ГАЗелей», это чересчур много, с чем согласны и сами автоперевозчики. Немаловажно и то, что значительная часть машин возит людей, можно сказать, незаконно — не имея на то лицензии. По оценке департамента, «легальных» машруток в городе 2,5 тысячи, если считать по лицензиям, выданным РТИ, получится на тысячу больше. Остальные работают безо всяких на то оснований, впрочем, для конкретного пассажира это не имеет ровным счетом никакого значения — ему лишь бы доехать куда надо.

Теперь представьте, что произойдет, если количество маршруток сократится (возьмем среднюю оценку их численности) втрое. Транспортники утверждают, что ничего страшного не случится, так как область приобрела для города 200 автобусов. Конечно, радует, что губернатор взял на себя заботы, которыми, по определению, должна заниматься мэрия, но никакого улучшения в движении транспорта почему-то незаметно. На днях я специально поджидал автобус или троллейбус, чтобы доехать от Ермака до Нефтезавода. Простоял ровно 15 минут и уехал на маршрутке. Уверен, в подобную ситуацию можно попасть и в других местах города. Объяснение простое: департамент умалчивает, что, получив 200 автобусов, он списал 92 машины, отслужившие свой срок. То есть, на самом деле, мы получили сотню с небольшим автобусов, при этом неизвестно, сколько из сегодняшнего подвижного состава находится на грани износа, а значит, в скором времени тоже должны быть списаны.

Дальше — хуже. Вряд ли большинству омичей известно, что их ждет с наступлением январских морозов, когда заработает новая схема маршрутных такси. Мало того, что их число втрое уменьшится, более чем трети знакомых маршрутов вообще исчезнет с городских улиц. Я, например, живя на улице 10 лет Октября, не смогу доехать на «Газели» до областной администрации — маршрутов 320 и 322 не будет. Такая же участь ждет желающих попасть на ДСК-2 от Драмтеатра, кожзавода, МСЧ-9, ж. — д. вокзала и улицы Гашека — ликвидируются соответствующие маршруты 370, 333, 328, 374, 356. С той же Московки нельзя будет доехать на 310-й маршрутке до автовокзала, прекратятся перевозки по маршрутам 327 от Юбилейного до гипермаркета «Континент», 368 от МСЧ-9 до садов «Заря-2», 377 от ПО «Иртыш» до Чкаловского жилмассива, 379 с Восточного до КДЦ «Маяковский». Всего, повторю, закрываются 63 маршрута, по расчетам специалистов СибАДИ, ими ежедневно пользовались более 130 тысяч омичей, и совершенно непонятно, с каких щей чиновники решили, что людям эти маршруты не нужны.

Одним из главных аргументов изменения маршрутной сети было — разгрузить центр города. Но почему это нужно делать механической ликвидацией маршрутов и резким сокращением машин? По мнению председателя правления ОСА Андрея Федорова, здесь необходим комплексный подход, учитывающий все виды городского транспорта. Это и предполагало исследование ученых СибАДИ под руководством профессора Эдуарда Сафронова. По их расчетам, Омску при нынешнем подвижном составе нужно иметь 2700 маршрутных такси. Это не просто взятая с потолка цифра, она имеет научное обоснование на 84 страницах, и не ясно, почему чиновники решили, что они умнее доктора наук и группы его специалистов.

Никто не спорит, что число «ГАЗелей» на центральных магистралях надо снизить, но зачем их вовсе ликвидировать? Ограничьтесь количеством, рекомендованным учеными и согласованным с автоперевозчиками, и пустите часть машин между теми же конечными остановками, но по другим улицам, в обход центра. Пусть та же 320-я уходит на правый берег Оми не на Гагарина, а по Маршала Жукова. А взять гордость Омска — новый метромост, по которому не проходит ни один маршрут «ГАЗелей». Разве губернатор приложил столько усилий не для того, чтобы облегчить транспортные тяготы жителям Левобережья и уменьшить заторы на Красном Пути? Измените любые маршруты и проводите конкурс среди тех, кто на эти изменения согласен.

Кстати, о конкурсах. Их прошло уже пять, и некоторые итоги вызывают, мягко говоря, удивление. Критерии верны и понятны: стаж работы на маршруте, предлагаемая сумма отчислений в городской бюджет, тариф на перевозки, отчисления на социальные программы, количество машин. И что же? На первом же конкурсе маршрут 302 достался, в частности, Омской транспортной компании, предложившей бюджету по 50 рублей с машины, и ни с чем остался перевозчик, готовый отдать в казну по 1500 рублей. В другом случае победил перевозчик, предложивший платить в бюджет 4750 рублей с каждой «ГАЗели», в то время как проигравший конкурс предлагал 8000. Директор проводящего конкурсы департамента муниципального заказа Лидия Синьковская говорит о каких-то баллах, по которым определяется победитель, но внятного объяснения, что же за ними кроется, ни читать, ни слышать не доводилось.

Возникает вопрос: зачем вообще понадобилась вся эта перетряска? Можно предположить, что с ее помощью мэрия стремится повысить рентабельность муниципального транспорта. Ведь понятно, куда пойдут рубли граждан, лишенных возможности сесть в маршрутное такси. Желание в чем-то благое, только решить эту задачу можно и другим путем, не лишая пассажиров права выбора, а водителей «Газелей» — работы. Те же ученые утверждают, что если увеличить интервал движения маршруток вдвое (а это вполне реально), количество пассажиров на обычном городском транспорте возрастет на 40 процентов. Ощутимая прибавка, если к тому же учесть предстоящую отмену льгот на проезд.

Другой вопрос: куда девать «ГДЗели», чьи владельцы не прошли конкурс? Можно с уверенностью предположить, что большая их часть все равно выедет на улицы, уже ничего при этом не платя в казну. На кого надеются власти города в деле отслеживания и пресечения таких перевозок? Если на «легальных» перевозчиков, это чревато кровопролитием, если на пассажиров (кто-то из чиновников радостно объявил, что на «их» машины будет наклеиваться специальная голограмма), то это просто глупость — мерзнущему на остановке человеку абсолютно «по барабану», в какую «ГАЗель» садиться. А мерзнуть, судя по всему, омичам ой как придется. Если, конечно, директор департамента транспорта Владимир Губер не одумается.