"НЕТ, РЕБЯТА, ПУЛЕМЕТА Я ВАМ НЕ ДАМ"

«НЕТ, РЕБЯТА, ПУЛЕМЕТА Я ВАМ НЕ ДАМ»

Во вторник наша страна отмечала Всероссийский день призывника, однако безопасно ли доверять боевое оружие омским юношам

Насколько вообще они нормальны в психическом отношении?

По словам врача-психиатра Ольги Барышевой, в прошлом году на психиатрическое обследование было направлено 2146 юношей-омичей, в позапрошлом — 2134. В этом году подобное обследование уже прошли более тысячи призывников, и, как прогнозируют специалисты, до 31 декабря их количество перевалит за двухтысячную отметку. Утешает одно: до 3-4 тысяч, как это было еще несколько лет назад, дело все-таки не дойдет.

Из всех обследованных в психиатрическом стационаре призывников лишь пять процентов признаны психически здоровыми, и это не так уж плохо. Для сравнения: в Москве эта цифра не превышает 3,5 процента. Среди поставленных врачами диагнозов, освобождающих юношей от солдатских сапог и портянок, вот уже несколько лет лидирует умственная отсталость (олигофрения). На долю этого заболевания приходится от 40 до 42 процентов. Второе место прочно удерживают органические расстройства, возникающие вследствие родовых или черепно-мозговых травм, перенесенных нейроинфекций (тяжелый грипп, менингиты, энцефалиты) — 36-38 процентов. И, наконец, «бронза» принадлежит расстройствам личности (психопатия). Ребята с таким диагнозом составляют 8-10 процентов от общего количества юношей, направленных военкоматами на психиатрическое обследование. Подобное соотношение не меняется вот уже несколько лет и справедливо не только для города, но и для жителей области. Причем количество молодых парней призывного возраста с разного рода психическими диагнозами в Омске и сельских районах примерно равно и определяется в пропорции половина на половину.

Впрочем, попадаются среди направленных на психиатрическое обследование и так называемые «косари», имитирующие психические расстройства. Однако, как считают специалисты, значительной части таких уклонистов симулировать подобные заболевания нет нужды. По словам Ольги Барышевой, избежать таким способом службы в армии, как правило, пытаются не совсем здоровые юноши. Тщательное психиатрическое обследование нередко показывает, что большая часть из них на самом деле страдает расстройством личности.

Между тем постановка «психического» диагноза не так безобидна, как кажется многим желающим «закосить» от своего гражданского долга перед Родиной. К примеру, для таких юношей существуют определенные ограничения при приеме на работу. В частности, им не светит служба в органах внутренних дел, не смогут они стать и охранниками с правом ношения огнестрельного оружия либо водителями-профессионалами. Существует специальное постановление правительства, в котором указан перечень психиатрических противопоказаний для работы с источником повышенной опасности. Иными словами, ребятам, имеющим определенный диагноз, закрыт путь, скажем, на химическое производство. Например, на тот же нефтезавод. Об этих последствиях врачи честно предупреждают всех направленных военкоматами на психиатрическое обследование. В итоге некоторые «косари» меняют свои намерения и надолго исчезают из поля зрения докторов-психиатров.

— Согласно закону о психиатрической помощи населению мы не можем никого обследовать против его желания, — поясняет Ольга Барышева. — Однако без заключения психиатра военкомат не может решить, годен призывник к воинской службе или же нет.

В итоге возникает парадоксальная ситуация: заставить потенциального солдата пройти стационарное обследование у психиатра по закону нельзя — и в то же время без вердикта врача такого юношу невозможно призвать. Между тем, поданным специалистов, на сегодняшний день каждый пятый житель Омской области нуждается в помощи психолога. В том числе и призывники. И с этим нужно что-то решать.