В конце минувшего года лауреат региональных и всероссийских конкурсов, лауреат первой премии IV Международного конкурса юных скрипачей Афанасий Чупин вместе с омским симфоническим блестяще исполнил «Вальс-скерцо» Чайковского в авторской редакции. Последнее весьма важно для юного музыканта, потому что традиционно Чайковского у нас играют в чужих редакциях. По словам Афанасия, композитор-пианист сочинял весьма неудобные вещи для скрипки, которые можно сыграть лишь теоретически. А знаменитые скрипачи делали его произведения удобнее и ярче ради собственного эгоизма, чтобы показать публике не композитора, а себя любимого. Афанасий реконструировал подлинного Чайковского, и омская публика (самой первой в России!) услышала настоящий «Вальс-скерцо».
Мама музыканта, Ирина Александровна, в шутку называет Афанасия «сыном полка» симфонического оркестра. Вместе они выступают больше десяти лет. К тому же в этом оркестре тридцать лет на бас-кларнете играет и отец Афанасия — Николай Васильевич. Свою жену он искренне считает «матерью-героиней России», потому что перечеркнуть карьеру пианистки и посвятить себя сыну — на это, знаете ли, сегодня способна редкая женщина.
Восьми лет от роду Ирина Александровна увезла сына в Новосибирск к профессору Гвоздеву и до сих пор живет там с Афанасием в общежитии. «Мы сразу просили у Боженьки скрипача и гения, — улыбаясь, рассказывает о рождении сына Ирина Александровна. — В четыре года мы дали ему в руки малюсенькую скрипочку — пикколо, а в пять Афанасий исполнил «Концерт Ридинга».
О том, что в обучении музыке присутствует элемент насилия, знает каждый музыкант. Ну, посудите сами, явился бы миру великий Моцарт, если бы в раннем детстве отец не заставлял его играть на клавесине? Вот и во время обучения Афанасия, по словам мамы, было сломано три смычка и одна поварешка. Кстати, свое поэтическое имя Афанасий получил в честь прадеда-музыканта: дед Ирины Александровны Афанасий Осипов учился в Петербургской консерватории у Римского-Корсакова вместе с великим Рахманиновым.
Нынче Афанасий заканчивает обучение в Лицее при Новосибирской государственной консерватории имени Глинки, о дальнейшем не загадывает. Мама мечтает о загранице: «У нас много приглашений из Германии, Италии, Англии, Канады. Афанасий дважды выступал на Международных фестивалях в Италии, где его мастерство было высоко оценено профессионалами. В сентябре были успешные гастроли в Южной Корее».
В Южной Корее сейчас «томится» и скрипка 1715 года рождения итальянца Андре Галлиано, о которой мечтает юный музыкант. «Инструмент, на котором я играю, ужасный, хотя ему около ста пятидесяти лет. Это подарок из Германии — говорит Афанасий, — на новый еще не заработал…»