ПОЗИЦИЯ ДЕПУТАТОВ ГОРСОВЕТА ДОСТОЙНА ОСУЖДЕНИЯ

Почти пять месяцев миллионный город Омск живет без бюджета. Бывший мэр Валерий Рощупкин отказался вносить проект бюджета в городской Совет, так как Законодательное собрание области утвердило такие финансовые параметры, при которых невозможно обеспечить даже относительно сносную жизнь городу

Не решился внести проект бюджета в таком виде и временно исполнявший обязанности мэра А. Стерлягов. И вот теперь, когда городское самоуправление возглавил Е. Белов, проект документа снова представлен в городской Совет.

Напомним, что первоначально, когда городское самоуправление предлагало депутатам принять документ к рассмотрению, сумма бюджета обозначалась в 2,3 млрд. руб. — на 600 млн. руб. выше, чем предлагалось при прежнем мэре. Некоторые газеты шутили на сей счет: не в эту ли сумму областная власть оценила «голову» Рощупкина. Однако, пройдя первое чтение, главная цифра бюджета снова «усохла» до 1, 8 млрд. рублей, так как обещания областной администрации о дополнительном финансировании не превратились в хрустящие купюры. Таким образом, депутаты городского Совета в первом (судьбоносном) чтении имели возможность реально оценить, сможет ли выжить город на те деньги, которые определило ему Законодательное собрание области с подачи губернатора.

Вопреки ожиданиям, результаты первого чтения были утверждены стремительно быстро. «Против» голосовал Н. Куторгин и воздержался от голосования депутат В. Воронин. Оба — из фракции КПРФ. «За» голосовали депутаты от фракции КПРФ С. Алексеев, О. Соседов, С. Зензина, М. Пенкин, Л. Коробейникова. Сложившуюся ситуацию мы попросили прокомментировать Александра Алексеевича БЕЗДЕНЕЖНЫХ, депутата Законодательного собрания. Вот что он ответил:

— На мой взгляд, принимать проект бюджета города на 2001 год в таком виде, в каком его предложила городская администрация с подачи областной власти, нельзя. Даже после тех косметических поправок, которые сделали депутаты городского Совета в первом чтении, суть главного документа города не изменилась. Проект бюджета не обеспечивает минимального уровня жизни населению города. Реальная ситуация складывается так, что Омску в настоящее время для того, чтобы свести концы с концами, необходимо не менее 3 млрд. рублей.

Предлагаемый городу бюджет уже сегодня в сопоставимых ценах к уровню бюджета 2000 года ниже на 10-15%. А если учесть то, что цены продолжают стремительно расти, инфляция опережает предполагаемый уровень, то вывод напрашивается сам по себе: городу с трудом удалось выжить при плохом бюджете в 2000 году, а теперь ему предлагают еще более худший вариант.

Но самое недопустимое — это то, что в первом чтении депутаты проголосовали за предложенный городским самоуправлением 70-процентный уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг от их себестоимости. Жизнь показала, что даже сегодняшний уровень оплаты (30-40% от себестоимости) непомерно тяжел для горожан. Таким образом, повышение тарифов в 2, 2 раза поставит людей в крайне тяжелое положение. Не следует забывать, что и власть, и депутаты всех уровней, «приложившие руку к появлению такого проекта бюджета для Омска, знают, что мы на 64 месте в стране по покупательной способности средней зарплаты и на 11 месте в Сибирском федеральном округе. О каком повышении тарифов в такой ситуации может идти речь?!

Проголосовав в первом чтении за 70-процентный уровень оплаты за жилищно-коммунальные услуги, депутаты горсовета автоматически проголосовали за повышение тарифов в этой отрасли и в дальнейшем.

В проекте бюджета указана сумма доходов в 1, 822 млрд. руб., а объем расходных полномочий города на 2001 год определен в сумме 2, 363 млрд. руб., что противоречит бюджетной классификации. Откуда возьмется 541 млн. рублей? Пытаюсь выяснить это у главного финансиста города С. Титовой. Объяснения самые туманные. Дескать, городу поручено исполнение государственных функций на 250 млн. руб., кроме того, будет выдана бюджетная ссуда в сумме 200 млн. рублей. Однако еще 100 млн. рублей все равно «зависают».

Но даже если согласиться с этими суммами, то надо учитывать, что бюджетную ссуду городу придется обязательно возвращать. Чтобы сделать это, в будущем году городской бюджет нужно увеличить практически в два раза — до 3, 3 млрд. руб. При нынешнем губернаторе этого не случится никогда. Вот и выходит, что Омску сознательно готовят такую кризисную ситуацию, в какую он не попадал никогда. И делают это с помощью депутатов.

Не предусмотрены в проекте бюджета города и повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, средства на здравоохранение, образование, социальную помощь в нужных объемах, а последствия этого очевидны.

Если бы депутаты оказались принципиальнее в данном вопросе и заблокировали проект, областной администрации ничего не оставалось бы, как сесть за стол переговоров и начать искать деньги.

Кстати, при желании найти их можно без труда. Нужна лишь политическая воля губернатора.

Предлагаю несколько вариантов, откуда можно взять деньги. Во-первых, у нас всегда есть дополнительные доходы. И немалые. Ими распоряжается губернатор. Причем, согласно законам Омской области — безотчетно. Есть дополнительные доходы и в городе.

Оба финансовых потока можно было бы направить на нужды городского хозяйства.

Или почему бы не вернуть прописку сбежавшим от городских налогов предприятиям по месту их фактической работы — «Сибнефти», «Оше» и другим. Таких предприятий у нас в области порядка 140.

Можно урезать и неоправданно высокую заработную плату чиновников, сократить их количество, растущее день ото дня. Одним словом, дело не в деньгах, а в желании их отдать. Если у власти его нет, депутаты просто обязаны были заставить ее действовать в интересах своих избирателей. Увы, этого не произошло…

Особенно горько осознавать, что этого не сделали депутаты-коммунисты, обличенные двойной ответственностью: перед избирателями и избирательным объединением КПРФ. Они шли во власть командой, выдвигая главным лозунгом — не допустить снижения жизненного уровня своих избирателей. Проголосовав в первом чтении за губительный для населения города бюджет, депутаты горсовета по сути растоптали свой же лозунг. Это достойно самого резкого осуждения. Нам, депутатам-коммунистам Законодательного собрания, куда сложнее отстаивать свои решения по причине меньшинства, но и то мы до конца отстаивали бюджет города, используя все возможные методы и средства. И, конечно, надеялись, что наши товарищи тоже выполнят свой долг перед избирателями: у них-то в Горсовете такая возможность была! В результате город не был бы поставлен в такое кризисное положение.

Конечно, еще не все потеряно. Можно пойти на непопулярные действия и вернуть проект в первое чтение, заблокировать его. Но для этого нужны политическая воля и гражданское мужество депутатов горсовета. Возобладают в них эти чувства или победит желание побрататься с исполнительной властью — покажет время.