ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН?

Или о том, как в Омской области федеральные средства прячут за букву местного закона

О том, как и для кого должны писаться законы у нас в области, знают все: от «отцов» губернии до домохозяйки. Правда, те, кто принимает законы, пишет их для себя, а, значит, не в ущерб своим интересам. А вот последним — большинству — и в голову не приходит, что областные законы, призванные защищать их интересы, нарушаются, выходя сразу из-под пера авторов.

К сожалению, сегодня у нас в области стало системой, когда местная власть, кстати, не без поддержки большинства депутатов, старается использовать целевые деньги на свои (неизвестно какие) нужды. И, против всего этого как ни странно, областная прокуратура не выступает.

Примерно такая ситуация сложилась с принятием закона Омской области «Об областном бюджете на 2001 год», от которого зависит наше с вами благополучие.

Еще в ходе работы по принятию закона Омской области «Об областном бюджете на 2001 год» депутаты-коммунисты Законодательного собрания Омской области неоднократно указывали на несоответствие ряда статей действующему федеральному законодательству, в частности, статей 13 и 21. Однако при голосовании никакой реакции доводы коммунистов у большинства не вызвали. В итоге закон был принят.

В связи с этим депутат ЗС В. Дорохин направил письмо в прокуратуру Омской области для принятия мер прокурорского реагирования. В нем он обратил внимание на то, что принятая статья 13 п. 1 противоречит Бюджетному кодексу РФ. Эта статья предусматривает порядок финансирования расходов на социальные пособия гражданам, имеющим детей, и инвалидам из Фонда компенсаций федерального бюджета. В то время, как по федеральному закону выплата государственных пособий, например, гражданам, имеющим детей (речь о ежемесячном детском пособии), должна осуществляться за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, то есть, пособия должны выплачиваться из местного бюджета. Однако областная власть попыталась снять с себя эту обязанность, переложив ответственность на Москву. Дескать, именно оттуда область ждет деньги, которые почему-то (?) никак не доходят до своего адресата.

Не согласны депутаты-коммунисты и с механизмом обладминистрации по выплате жилищных субсидий (статья 13, п. 2). В областном законе прописано, что компенсация затрат, связанных с предоставлением гражданам жилищных субсидий, производится за счет бюджетов организаций, в чьем ведении находится жилой фонд. А вот все тот же Бюджетный кодекс РФ говорит, что все расходы должен взять на себя областной бюджет. Выходит, и здесь обладминистрация постаралась уйти от ответственности и финансовых затрат, решила придержать денежки и распорядиться ими по своему усмотрению.

В. Дорохин в письме прокурору указал также и на несоответствие требованиям действующего федерального законодательства — статьи 21. Именно эта статья о выплатах из областного бюджета по решениям судов, по мнению депутата, говорит о нежелании областной администрации рассчитываться по своим долгам. Например, в строке о погашении обязательств по облигационным займам указывается только одна статья бюджета. И это, доказывает В. Дорохин, неправомерно. Более того, он доказывает, что и выплаты по решению судов не находятся в компетенции областной администрации.

Все это только верхушка айсберга экономических и социальных проблем в области. Многое утонуло в пучине законов. Их столько, что разобраться в них рядовому человеку просто невозможно. Этим-то и пользуется власть, причем любого уровня. В данном случае — областная. А в итоге на сегодня государственный долг составил уже 4,9 млрд. рублей. Долг по выплатам детских пособий -1,2 млрд. рублей, по территориальному дорожному фонду -1,4 млрд. рублей. Но при этом вместо того, чтобы стараться уменьшить долг, в принятом законе «Об областном бюджете на 2001 год» многое способствует тому, чтобы долги росли.

Кроме этого, в законе уменьшены отчисления городу Омску (незаконно!). Доля города в консолидированном бюджете области снизилась с 44% в 1999 году до 23% в 2001 году. При этом бюджетная обеспеченность одного жителя снизилась с 2400 до 1400 рублей. Это один из самых низких показателей в России.

Изменить эту ситуацию, как видно, ни губернатор, ни его верноподданные депутаты не спешат. Им это не выгодно.

Хочется надеяться, что прокуратура нашей области сможет разобраться, что здесь к чему и прореагирует, наконец-то, по-прокурорски.