Дескать, одно было в области чисто сельское периодическое издание, пытавшееся отразить хоть чуточку правды о существовании омского крестьянства, и то, по разговорам, с легкой руки областного начальства ликвидировали. «Откройте народу глаза, расскажите истину» — просят специалисты, механизаторы, животноводы.
Что ж, о том, насколько мне известны причины ликвидации «Крестьянского слова», попытаюсь поведать. И начну, пожалуй, с очень любопытного, но официального документа — постановления главы администрации (губернатора) Омской области от 3 июля 2000 г. № 245-П, подготовленного творческой группой полежаевского агитпропа и подписанного и. о. главы администрации области В. Третьяковым, «О ликвидации государственного учреждения «Редакция газеты «Крестьянское слово». Чтобы быть объективным, приведу его дословно: «В связи с достижением цели, ради которой было создано государственное учреждение «Редакция газеты «Крестьянское слово», постановляю: 1. Ликвидировать государственное учреждение «Редакция газеты «Крестьянское слово». 2. Комитету по управлению имуществом Омской области (Вершинина Г. И.) создать ликвидационную комиссию и осуществить мероприятия по ликвидации ГУ «Редакция газеты «Крестьянское слово». 3. Комитету финансов и контроля (Фролова Н. К.) закрыть финансирование ГУ «Редакция газеты «Крестьянское слово». 4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Омской области Радула В. В.
По-моему, читатель не слишком утомился, ознакомившись с содержанием этого, и впрямь забавного документа. Это сколько же надо иметь в голове фантазии и цинизма, чтобы придумать такую формулировку. О какой «достигнутой цели» идет речь в постановлении? И кто, в конце концов, создавал областную газету «Крестьянское слово»? По словам журналистов «КС», десять лет назад, когда организовывалась газета «Крестьянское слово», ее учредителями были Аграрный союз области и областное управление сельского хозяйства и продовольствия, это потом, в 1996 году, администрация области к этому популярному изданию «примазалась». Тогда по тиражу «Крестьянское слово» обходило «Омскую правду», по пятам шло за другой прополежаевской газетой «Омский вестник». Что только не сулили в то время чиновники от власти журналистам деревенской газеты: и свободу слова, и финансовую поддержку, и более лучшие апартаменты. Лишь бы только попасть на ее страницы, публиковать корреспонденции, «прославляющие» аграрную политику администрации области и, прежде всего, самого губернатора Л. Полежаева. И многие журналисты «КС» на обещания «клюнули». Но впоследствии все вышло, как в сказке про зайчика и лисичку. Полновластными хозяевами газеты стали не областное управление сельского хозяйства и журналисты, а администрация области.
Первым опомнился и отказался публиковать в одном номере по нескольку материалов о главе администрации области с его портретами на первой и последующих полосах, а проще сказать, выдавать желаемое за действительное, главный редактор газеты Леонид Селиверстов. Ему претила та ложь, с которой выступало и до сих пор продолжает выступать на предвыборных собраниях областное начальство, до предела возмущала экономическая и финансовая беспомощность и незащищенность, в которой по воле реформаторов оказалось наше село. За что, разумеется, с редакторским креслом пришлось расстаться. Железное правило: кто не с нами, тот против нас, у российских, в том числе и у омских демократов, выполняется четко.
Говорят, еще год после того, как Л. Селиверстов покинул редакторский кабинет, газета выходила без особых финансовых проблем и срыва номеров. Но уже летом 1999 года редакцию стало лихорадить, было пропущено несколько номеров подряд. Затем газета выходила вообще от случая к случаю. Не обошлось без срывов и в 2000 году. Иногда журналисты сидели без дела по месяцу и более.
— Плохо, когда в наше время к руководству приходят люди, не обладающие навыками и опытом управления редакцией, — говорит одна из бывших журналисток газеты «Крестьянское слово». — Примерно то же самое случилось и у нас. Нет, Боже упаси, я не обвиняю Георгия Бородянского, сменившего на редакторском посту Леонида Селиверстова, в непрофессионализме. Как журналист и как человек он отличный, но в редакторы, увы, не годился.
— Большую ошибку наша областная власть совершила и настояв на том, чтобы заместителем главного редактора «КС», то бишь Георгия Бородянского, был назначен друг губернатора Юрий Плотников, — продолжает моя коллега. — Тандема, как выражался в то время, готовя эту парочку к руководству газетой, вице-губернатор В. Радул, не вышло. Дружба и согласие между главным редактором и его заместителем царили недолго. Они часто устраивали скандалы меж собой и поднимали шум на все здание.
Всего два года «рулил» газетой «радуловский» тандем. На большее не хватило ни средств, ни ума. Не спасли ситуацию и В. Радул с губернатором. Выделяя ежегодно из областного бюджета газете только 500 тысяч рублей, они окончательно посадили ее в лужу. Раньше финансовая поддержка была более весомее. В 1996 году, например, «Крестьянскому слову» было запланировано выделить 1,4 миллиона рублей. Плюс к этому немало денег за счет подписки (тираж газеты доходил до 36 тысяч экземпляров), рекламы редакция зарабатывала сама. В отдельные годы средства, заработанные редакцией, в общем объеме доходов составляли около 50 процентов. При тандеме Бородянский — Плотников доходы от подписки и рекламы заметно упали.
Почему? Во-первых, редакция сама перестала шевелиться, во-вторых, в каждом номере только и рассказывалось о «достижениях» губернатора, а где эти самые достижения, мы знаем: в большинстве деревень стоят раскуроченные и разграбленные животноводческие фермы, в хозяйствах почти в четыре раза по сравнению с 1990 годом сократилось производство молока, люди с грехом пополам проводят посевную, уборочную. Кто после этого будет выписывать и читать такую газету, размещать в ней рекламу? Резкому падению тиража, как указывалось выше, способствовали и постоянные срывы выхода газеты. В немалой степени сгубили коллектив накопившиеся долги по налогам. Они перевалили за 1,5 миллиона рублей.
Видя весь корень зла в неорганизованном «радуловском» тандеме, а, точнее, его «направляющей» силе — друге губернатора Юрии Плотникове, сотрудники редакции обратились с письмом к губернатору — помочь решить проблему безденежья и долгов, а главное — освободить от некомпетентного и несостоятельного в делах производства газеты заместителя главного редактора. Однако через некоторое время получили новость — постановление об освобождении от должности по собственному желанию главного редактора Г. Бородянского, а еще через три месяца вышел тот самый документ, с которого я начал корреспонденцию. Оказывается, подлила масла в огонь опубликованная в мае статья в выпуске «Неделя» газеты «Вечерний Омск» известного журналиста Михаила Лебедева. В ней мой коллега хорошо прошелся по «Крестьянскому слову», отношению власти к средствами массовой информации, назвав вещи своими именами, показал, как люди могут попасть под гипноз «друзей» большого начальства. Друг он или не друг — пойди потом разберись. Так и с Ю. Плотниковым. Опять же по слухам, приехал он в Омск из Казахстана, писатель как будто помогал сочинять книгу губернатору, говорят, общается с ним на «ты». А на деле-то кто знает…
Не любит наша власть правды. Досталось после публикации в «Вечерке» и коллективу редакции газеты «Крестьянское слово». Половина сотрудников была вынуждена уволиться сразу, половина дождалась закрытия газеты.
По мнению многих сотрудников «КС», ликвидацию газеты инициировал Ю. Плотников. Он убедил власть в том, что, закрыв «Крестьянское слово», можно организовать новую газету, тем самым уйти от уплаты долгов по налогам, создать новый, более послушный коллектив. Что и было сделано. На костях «Крестьянского слова», вместо того, чтобы помогать когда-то полюбившейся селянам газете выжить, губернатор организовал новую, назвав ее «Вся губерния».
Кто знаком с этим изданием, выходящим раз в неделю, от газеты не в восторге. Да и ее тираж говорит сам за себя. По подписке через УФПС в апреле он не превышал трехсот экземпляров. Сравните, 36 тысяч «КС» и 300 -«ВГ». Правда, сотрудники «Всей губернии» говорят, что они нашли альтернативный вариант распространения газеты, и ее тираж доходит до десяти тысяч экземпляров. Но согласитесь, звучит это неубедительно. Да и вряд ли «ВГ» найдет своего читателя. В ней, в основном, поются те же дифирамбы губернатору, что пелись в последние два года на страницах «Крестьянского слова». Зато непоколебимо в редакторском кресле «Всей губернии» чувствует себя друг губернатора — Ю. Плотников. Устроив в новую газету в основном своих людей, он готов активно включиться в очередную выборную кампанию по оболваниванию народа и протаскиванию в Законодательное собрание области угодных губернатору чиновников. Что для него читатель и существовавшая почти десять лет газета «Крестьянское слово», первый редактор которой В. П. Ляшко был награжден в честь ее пятилетия орденом Дружбы! Главное, выполнить областную разнарядку по депутатам от власти, удержаться в кресле, в которое посадил друг-губернатор. Вот только надолго ли?