Зам пред горсовета Олег Соседов, председатель финансово-бюджетной комиссии Михаил Пенкин и депутат Сергей Алексеев лишились партбилетов, а сама фракция решением пленума обкома была распущена.
Нынешним «оппортунистам» вменили в вину участие в подготовке и принятии в первом чтении «антисоциального» проекта бюджета Омска на 2001 год. Заметим между делом, что нынешний проект городского бюджета как минимум на 200 миллионов рублей больше объема бюджета прошлогоднего, за который депутаты-коммунисты голосовали с полного одобрения верхушки омского обкома.
На пресс-конференцию, где лидеры омских коммунистов А. Кравец, В. Дорохин и А. Алехин клеймили своих бывших товарищей по партии, самих «отступников» даже не пустили, заявив, что КПРФ не является государственной организацией — значит, присутствие на ее мероприятиях совсем не обязательно. Не присутствовали исключенные депутаты и на пленуме, где принималось данное решение. Так что покрытая некоторым мраком процедура их исключения будет, пожалуй, поинтересней «по-партийному прямых» заявлений Кравца и близких ему товарищей с объяснением причин этого решения.
По словам Михаила Пенкина, на пленум его пригласили, но, правда, с другой повесткой дня. Предварительное решение об исключении депутатов было принято на бюро обкома, а вопрос сей был внесен в повестку дня буквально за пару часов до его начала.
Вскоре Александр Кравец побывал в горсовете, но с исключенными из партии депутатами не встречался и официально свое решение до них не довел.
Как объясняет свою точку зрения Михаил Пенкин, он и его коллеги работали над проектом бюджета с самого начала, резонно полагая, что отсутствие главного финансового документа будет хуже для города, чем его принятие в предложенном объеме. На заседании комиссии за утверждение проекта голосовал в том числе и второй зам. пред горсовета Н. Куторгин, но перед самым голосованием депутатам было сказано в обкоме, чтобы они голосовали «против». Однако никаких конкретных предложений по поводу бюджета Кравец не высказал. Естественно, голосовать против проекта, который они сами же и принимали, Пенкин, Соседов и Алексеев не стали — и вот, пожалуйста, результат. Сейчас они готовятся подать апелляцию в ЦК КПРФ.
Как оценивает решение об исключении Михаил Пенкин, кому-то нужно было разыграть этот спектакль, чтобы получить политические дивиденды.
Более детальный разговор о проблемах и, если так можно выразиться, о перспективах омской организации КПРФ еще впереди, но уже сейчас можно прийти к двум выводам.
Общественное мнение крепко связывает нынешний состав горсовета и его коммунистическое большинство с непопулярными решениями команды бывшего мэра. Кравец и его окружение уже сейчас готовятся к выборам в местные органы власти и делают оригинальный ход. С сегодняшнего момента, оказывается, в горсовете вообще нет ни коммунистического большинства, ни самой фракции КПРФ. За оставшееся до выборов время население, мол, должно забыть прошлое и привыкнуть к положению КПРФ в горсовете как оппозиционного меньшинства.
Исключения из партии депутатов и глав районных администраций, избранных от КПРФ, стали в омской парторганизации «крепкой традицией». Причем чем дальше, тем менее значимые причины для этого нужны. О бережном отношении к партийным кадрам в данных случаях, как вы понимаете, речи не идет.
И еще одно наблюдение: среди выдвиженцев омской организации КПРФ в органах власти все меньше ярких личностей, которые являли бы самостоятельную политическую величину, а не только были безликими членами КПРФ. А если они начинают появляться, то быстро становятся жертвами «чисток».
Можно предположить, что авторитарный стиль работы верхушки омского обкома КПРФ служит еще и средством удержания своей монополии и отсечения даже гипотетических конкурентов в партийных рядах.