"МЕНЯ ИРТЫШ ЛЕЧИТ"

«МЕНЯ ИРТЫШ ЛЕЧИТ»

Водные процедуры в не самой чистой реке помогли человеку справиться с недугами

В первые по-настоящему теплые дни особенно сильно тянет на природу. Правда, организация загородных пикников — дело хлопотное и затратное, поэтому удовлетворить душевные позывы многие горожане стараются в черте мегаполиса. Лучше всего для этого подходит созерцание пока еще не обмелевшего Иртыша, который, перефразируя классика, мощно и плавно несет мутные воды свои. Релаксируя подобным образом в районе Куйбышевского пляжа, автор этих строк обратил внимание на импозантного благодаря роскошной седой бороде купальщика.

И летом не без помощи местных эпидемиологов, регулярно предупреждавших о превышении в воде предельно допустимых концентраций всякой гадости, далеко не все рискуют купаться в реке. А тут в начале мая, когда в воде даже рыбам холодно, человек с удовольствием плещется в Иртыше. Ну ладно, нырнуть на спор — это еще можно понять. Но зачем залазить в холодную и, судя по проплывающим посторонним предметам, не очень чистую воду?

«Наверное, морж, не накупавшийся за зиму», — подумал я, решив познакомиться с отважным покорителем Иртыша. Пожилой мужчина неохотно пошел на контакт, видимо, недовольный тем, что я прервал его водно-воздушные процедуры. Но, как выяснилось, причина в другом. Просто его достало праздное любопытство прохожих. Пару раз даже милиционеры пытались остановить, думая, как он пояснил, что дед топиться пришел.

Убедившись, что мной движет не обывательский интерес к странностям других людей, а исключительно профессиональный журналистский долг, Николай Иванович Афоньков согласился уделить мне несколько минут. Оказывается, он уже который год открывает купальный сезон сразу после ледохода. Нынешней весной, правда, немного задержался — был в санатории.

— Я стараюсь по возможности каждый день выбираться на Иртыш: окунусь — и словно десяток-другой скинул, — рассказал Николай Иванович. — Не знаю как кому, а мне река сильно помогает. Можно сказать, вода жизнь спасает. Мне ведь уже 75 лет, а по врачам практически не хожу. Раз в год зайдешь в поликлинику рентген сделать — и все. Большая экономия на таблетках. Заметил, что, пока я купаюсь в реке, почти ничего не болит. А до того как я пристрастился к водным процедурам, недугов хватало. Наверное, водная закалка пошла организму на пользу. Меня ведь несколько раз приглашали в моржи записаться. Но я морж-одиночка — плаваю до белых мух.

От этих заплывов бывает и окружающим польза. Как признался Николай Иванович, несколько раз он спасал утопающих. Один раз, правда, сам чуть не утонул, вытаскивая из Иртыша уже начавшего пускать пузыри здоровенного парня, который едва не утащил на дно своего спасителя. На берегу выяснилось, что это был студент одного из омских вузов, явно переоценивший свои силы в споре со все еще могучей сибирской рекой.

По словам Николая Ивановича, любовь к воде у него с детства. Когда пришло время Родину защищать, судьба в лице работников военкомата вновь определила его поближе к водной стихии, направив на Тихоокеанский флот. За плечами моряка несколько дальних походов. Особенно запомнилось, говорит, когда они встали на рейде у легендарного Порт-Артура. До ухода на пенсию работал на «Полете».

Разумеется, и тогда частенько выбирался на Иртыш, но вот чтобы так сродниться с рекой — это пришло позже. Причем ветерана не смущает превышение ПДК всевозможных веществ в воде, о чем с наступлением летнего сезона то и дело сообщают санврачи. Хотя бытует мнение, что в связи со спадом производства на ряде омских предприятии уменьшился и объем сбросов в Иртыш промышленных стоков. К тому же и на очистных сооружениях внедряют новые технологии. Словом, иртышская вода вроде бы стала почище, хотя разрешат ли специалисты Роспотребнадзора открыть купальный сезон на омских пляжах летом — это еще бабушка надвое сказала.

Впрочем, у Николая Ивановича своя «лаборатория» на речную воду. Это его собственное тело. Если, как он считает, регулярные заплывы в Иртыше вкупе с воздушными ваннами идут на пользу его организму — то и слава богу. Может, действительно какая-то энергетика есть в» нашей реке. А может, это просто элементарное закаливание. К слову, Николай Иванович никогда не берет с собой полотенце. Выходя из воды, сохнет на воздухе. Во время нашей беседы с реки дул холодный даже для мая ветер. Во всяком случае, мне было зябко в куртке. Мой собеседник не замечал местного норд-веста. А когда я спросил: не сможет ли он для фотокорреспондента еще раз окунуться в холодную воду, в ответ услышал: «Да с большим удовольствием, и не только для вашего фотографа».

На прощание сделал ветерану комплимент по поводу его роскошной бороды. Оказалось, и ее появление косвенно связано с водой. Точнее, с отсутствием горячей воды, что летом не редкость в омских домах. Бриться некомфортно. Вот и решил он временно, на период отключения горячей воды, отрастить бороду. Потом хотел сбрить, но знакомые отговорили, утверждая, что она ему очень идет. «Ну, раз женщины просят — пусть растет», — хитро подмигнул Николай Иванович.

На снимках: Николай Афоньков за любимым занятием.