В начале июня депутаты Городского совета по инициативе председателя Александра Цимбалиста приняли решение о внесении изменений в положение о расходовании резервного фонда мэра Омска. В соответствии с ними глава города в каждом случае должен публично обосновывать отказ в выделении финансов по запросу народного избранника. Депутаты также обязали мэрию предоставлять подробный отчет о расходовании резервного фонда: кто попросил, сколько денег выделено, кто получил и на что израсходовал. Но на минувшей неделе на заседании финансово-экономической комиссии Горсовета стало известно, что Виктор Шрейдер наложил вето на это решение. Хотя такое право у глав города существует, никто им раньше не пользовался.
Депутат Горсовета может по действующему положению попросить денег из резервного фонда для помощи погорельцам и тяжело больным, если им требуется дорогая операция. В нынешнем году размер резервного фонда — 46 миллионов рублей. До принятия депутатских поправок мэру в случае отказа было достаточно письменно ответить депутату.
На финансово-экономической комиссии депутаты активно высказывали противоположные соображения по поводу наложенного мэром вето. Так, Василий Мамонтов не увидел в этом проблемы. По его мнению, вполне достаточно квартальных отчетов Департамента финансов. Депутат от КПРФ Леонид Михайленко, напротив, высказался за: то, чтобы мэр объяснял каждый отказ в предоставлении помощи по запросу народных избранников. А Николай Костяков предложил отложить вопрос до тех пор, пока исполнительная власть не предоставит отчет об исполнении бюджета в целом и расходовании резервного фонда в частности за первое полугодие. Но в итоге депутаты так и не решились идти «поперек мэра». Ни одно из предложений о реакции на его вето не было принято. Одни говорили, что «остроты вопроса нет», другие — что вопрос все равно не будет включен в повестку дня пленарного заседания Горсовета, третьи утверждали: инициативу здесь может проявить только спикер. При этом коммунисты заявили, что в ближайшее время они собираются преодолеть запрет Виктора Шрейдера. Обсуждение не затронуло другую поправку: а, может быть, мэр наложил запрет не из-за необходимости принародно объяснять любой отказ в помощи погорельцу, а по причине нежелания все время давать депутатам подробный расклад расходования резервного фонда?