Партии на службе Кремлю?

"Если они такие умные, то почему тогда строем не ходят?"- все политические экзерсисы Кремля сводятся в последнее время к этой незамысловатой формуле

Строем по вертикали власти у нас входят уже почти все: военные, прокуроры, чиновники, депутаты, и губернаторы. Неохваченными смотром хвалебной песни и ровного строя до сих пор оставались отдельные средства массовой информации да политические партии. А это непорядок.

Прессу, конечно, проще запугать и удушить, но весь опыт российской истории говорит о том, что с общественными движениями надо бы как-то поаккуратней. Начнешь их запрещать и гнобить по-всякому — уйдут в подполье, и вылавливай потом революционеров с диссидентами, к которым народ сочувствием все больше и больше проникается. Тут уже октябрем семнадцатого пахнет или августом девяносто первого…

И вот в недрах президентской администрации и Центризбиркома вызревает новый закон о политических партиях. Все в нем зарегламентировано, разложено по полочкам, а что самое интересное — предусмотрен порядок их финансирования из государственного бюджета. Согласно численности и представительству в Государственной думе. Таким образом власть намерена ограничить количество невнятных и малочисленных политических новообразований, с тем чтобы каждый избиратель мог выбрать себе партию по душе из предлагаемого ассортимента. Ассортимент ограничивается, понятно, спектром фракций в ГД. То, что законопроект получит одобрение в Думе, сомнений не вызывает. А вот как оценивают президентское начинание омские лидеры партий и общественных объединений, мы попробовали выяснить.

Вячеслав РОСИНСКИЙ (ЛДПР):

«Насколько мне известно, существует несколько вариантов закона о политических партиях. Все они предусматривают нижние пределы членства в партии — от 10 до 25 тысяч. Как вы понимаете, ЛДПР, насчитывающую в своих рядах миллион человек, эти цифры не беспокоят.

То, что партий и движений у нас сейчас более чем достаточно, — факт, сомнений не вызывающий. Конечно, нужно ограничиться двумя, тремя, четырьмя партиями. Слева — коммунисты, справа — «Яблоко» и «Союз правых сил», в центре — «Отечество» и ЛДПР. И достаточно.

Что же касается финансирования партий из госбюджета, то извините, здесь уже никакой демократией не пахнет. Представьте себе, что в США президент-республиканец станет выделять средства из бюджета на развитие демократической партии. Его просто избиратели не поймут. Если уж вы называете себя партией — будьте любезны сами себя содержать. Ни у президента, ни у правительства не должно быть никаких финансовых рычагов управления политическими силами общества».

Александр ЛЕВЧЕНКО («Отечество»): «Мы выступаем категорически против финансирования существовать за счет членских взносов, реализации своих газет, но не за счет государства. В декабре на заседании центрального совета «Отечества» в Москве обсуждался этот вопрос. И у Лужкова, и у других членов совета сомнений на этот счет нет — партии не должны финансироваться из средств налогоплательщиков».

Владимир ДОРОХИН (КПРФ): «В принципе, любая партия — это часть общества, и, наверное, не самая худшая. Государство должно поощрять деятельность настоящих партий, имеющих свою идеологию, поддерживаемых значительной частью общества. Общемировая практика доказывает правильность такого подхода. Ведь в действительности общество должно отвечать им тем же. В том числе и финансовой поддержкой. Ничего крамольного здесь нет.

С другой стороны, КПРФ все это время работала без всяких дотаций со стороны правительства. Будет принят этот закон — хорошо, нет — мы и без него проживем».

Александр ТРЕТЬЯКОВ («Союз правых сил»): «Позиция фракции СПС в Госдуме на этот счет известна — «правые» категорически против государственного финансирования партий. Сам закон, безусловно, необходим: он стимулирует политическую деятельность в стране, дает возможность отсеять малочисленные, недееспособные партии с этично по своей сути, оно ведет к приручению партий, к тому, что правительство будет держать их на коротком поводке. А это вещь в условиях реальной демократии совершенно недопустимая».

Юрий ФЕДОТОВ («Яблоко»):

«Бюджет Пентагона на текущий год составляет 200 миллиардов долларов. Вот когда российская армия будет получать из бюджета примерно столько же, тогда и можно будет говорить о финансировании государством различных политических структур. Исключительно на демократических началах, с соблюдением полной объективности допустима.

Когда в стране не хватает денег на выплату зарплаты врачам и учителям, когда на пороге энергетический кризис, когда мизерный бюджет собирается по крупицам, еще и партиям деньги выделять?.. Ни в коем случае этого делать нельзя.

Вероятно, когда-нибудь мы придем все же к западному принципу государственной поддержки реальных политических сил. Но вряд ли это случится слишком скоро. Подобные вещи определяются не временными рамками, а законами экономического развития».

От местных партийных функционеров из «Единства» на наш вопрос мы традиционно ответа не получили, хотя пытались добросовестно добыть комментарий в течение двух дней. В принципе, совершенно понятно, что все предложения Владимира Путина здесь всемерно поддерживаются и одобряются. В том числе, несомненно, и законопроект о политических партиях, предполагающий их бюджетное финансирование. Просто хотелось услышать аргументацию…

Между тем, на совете Думы уже принято решение об обсуждении этого довольно спорного закона в самое ближайшее время (более животрепещущих тем у депутатов не нашлось). Солидный фракционный блок коммунистов и беспартийных членов «Единства» позволяет предположить, что их кровная заинтересованность в законопроекте в ближайшем будущем воплотится в жизнь. После чего наши с вами налоги пойдут не только на выплату долгов МВФ, не только на войну в Чечне, но и на государственную работу по партийному строительству. Строительству карманных партий