ОТ "ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА" ДО МЕЖДУНАРОДНЫХ ВЫСТАВОК

ОТ «ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА» ДО МЕЖДУНАРОДНЫХ ВЫСТАВОК

Еще в начале девяностых Омск представлялся за рубежом как "закрытый" город, окруженный колючей проволокой

Прошло десять лет. Имидж области в стране и за ее пределами изменился до неузнаваемости. Сегодня Омск является одним из самых активных партнеров на рынке инвестиций и торгового сотрудничества. А проведение международных выставок военной техники, технологий и вооружения можно рассматривать как одну из многих составляющих реформирования экономики региона.

На сегодняшний день Омская область находится в числе немногих субъектов федерации, куда увеличивается приток инвестиций. За последние пять лет область стабильно удерживается по этому показателю на 3-4-м месте в России, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу. Общий объем инвестиций, поступивших в Омский регион в 2000 году, составил 791,8 млн. долларов, что составляет 8,6 процента от общероссийского показателя. При этом необходимо учитывать, что Омск -по своему местоположению достаточно удален от общепринятых центров бизнеса, какими являются обе российские столицы, и не обладает такой сырьевой базой, как соседние регионы Сибири. Что привлекает капитал в омскую экономику? И почему даже после августовского финансового кризиса 1998 года ни один из стратегических инвесторов Омской области не заявил о своем намерении прекратить участие в начатых проектах?

Финансовые потоки направляются туда, где они защищены. Под руководством губернатора Омской области Леонида Полежаева в течение последних лет проводилась кропотливая и целенаправленная работа по формированию инвестиционного климата области с учетом как внутрирегиональных особенностей, так и тенденций в международных инвестиционных процессах. Все эти годы формировалась правовая основа для притока капитала. Достаточно сказать, что в Омской области принято более 50 нормативно-правовых актов, в том числе 11 законов, действие которых направлено непосредственно на формирование благоприятных условий развития и обеспечения инвестиционной деятельности.

Однако созданием правового фундамента развития экономических связей не обойтись. Можно принять самые либеральные законы где-нибудь в пустыне или в Антарктиде, но это не даст никаких результатов. Омская область обладает мощным промышленным и кадровым потенциалом. Необходимо было «открыть» его для будущих партнеров. Первый опыт выставочной деятельности омичей относится к 1994 году. Продукция омских предприятий была представлена на международной выставке в Женеве.

Результаты поездки превзошли все ожидания. Казалось бы, Швейцария — страна, достаточно обеспеченная товарами европейского качества. Однако по итогам 95-го года товарооборот Омской области со швейцарскими фирмами по сравнению с 94-м годом увеличился в 20 раз. И это только после одной выставки. Возможно, такой результат был случайным. Однако этот первый опыт выставочной деятельности показал, насколько может быть эффективной работа по продвижению товаров и технологий на международный рынок.

И здесь самое время вспомнить о той закрытости Омска, которая существовала в советское время. Наш город был и остается одним из наиболее развитых центров военно-промышленного комплекса страны. А «оборонка» — это не только вооружения, но и передовые технологии. Вывозить продукцию для экспозиции за рубеж — дело очень затратное. Поэтому в середине 90-х губернатор области Леонид Полежаев принимает решение об организации выставки «ВТТВ Омск-96». О том, что это решение было правильным, можно судить уже по тому, какой интерес вызывает ее проведение у представителей российских и зарубежных предприятий.

Если на первой выставке было представлено 460 экспонатов, 74 из которых относились к военной технике и вооружению, то в 1999 году на третьей выставке было представлено 8584 вида продукции, 629 из которых являлись товарами военного применения. Об эффективности проведения выставки для экономики региона свидетельствует и тот факт, что в этом году на ней будет представлена продукция всех предприятий машиностроения области. Это значит, что экономический спад в базовой отрасли уже преодолен. Предприятия начинают производить ту продукцию, которая найдет своего покупателя. Как говорит председатель комитета внешнеэкономических связей администрации области Виктор Баженов, проведение выставок и торговых миссий в других регионах служит трамплином для продвижения товаров на российский и международный рынок. И очень многое здесь зависит от взаимодействия предприятий с губернской властью.

Как правило, «дебют» омских товаров на международном рынке проходит под патронажем областной администрации. Комитет внешнеэкономических связей поддерживает контакты с торговыми представительствами из 179 стран мира, а с предприятиями 103 стран уже налажены экономические связи. Таким образом, омская экономика интегрируется в систему международных торговых отношений. И сегодня уже вряд ли кто вспоминает, что когда-то Омск считался закрытым городом.