Кто-то с мольбертом и мелками — чтобы подзаработать на портретах, кто-то — чтобы продать плоды труда своего…
ЛОШАДИНЫЙ БИЗНЕС
Ф. М. Достоевский, стоящий, между прочим, неподалеку от места своего заключения, говорил, что «русский мальчик так и родится с лошадкой», и ошибался только в одном: девочки тоже от них без ума.
Первую лошадку-качалку Олег Кулябин сделал семь лет назад для своей маленькой дочери. Она не слезала с материнских рук, и родителям пришлось пойти на стратегическую хитрость.
— Я сделал качалку — и сразу освободились руки у мамы. Она уже смогла что-то делать по дому. А ребенок просто садится, качается — ему нравится.
Маневр удался и вскоре стал прибыльным делом. «Выведенная» Олегом порода расписных деревянных коней пользуется большим спросом.
— Один раз ребенок просто подошел к лошадке, обнял ее и поцеловал. Родители сразу взяли и купили, потому что деваться некуда.
Оценив прелесть лошадиного бизнеса, Олег оборудовал дома мастерскую, где работает над игрушками вместе с друзьями, — один не успевает. На одного коня уходит около трех дней работы, зато он прослужит ребенку долгие-долгие годы. И не только ребенку: прочность конструкции позволяет любому взрослому вспомнить детство.
Лошадками Олег не ограничивается, есть у него жирафы, оленята, лебеди (а в перспективе — все, что угодно). В общем, свою фамилию, созвучную с фамилией изобретателя И. П. Кулибина, мастер полностью оправдывает. «Просто история затерла букву «и», — смеется он.
ИСТОРИЯ В КИЛОГРАММАХ
В. И. Ленин и кот Матроскин, русский воин XVII века и космонавт… соседствуют рядом. Нет, это не абсурд: по охвату истории монеты и значки окажутся, быть может, не хуже учебников. Победы, открытия, памятные даты — вспомнить о них легко, стоит только взглянуть на кусочек металла.
Оказывается, узнать у настоящего коллекционера, сколько экспонатов в его собрании, практически невозможно.
— Коллекционеры обычно не считают значки и монеты, — рассказывает Николай Малков, — потому что это неинтересно. Это тот, у которого их двадцать штук, знает, что двадцать штук, а если несколько тысяч — как их сосчитать?! Вот у меня только в обменнике килограммов сорок монет.
Сам он коллекционированием занялся еще в детстве, в семь лет.
— Монетки стали попадаться разные, стал складывать потихонечку — докладывался до пенсии.
Специализируется Николай Анатольевич на иностранных монетах и значках. В экспонатах он ценит не только значимость, но и красоту.
Любимая монетка — с Виргинских островов, с веточкой и двумя птицами.
— Вот в ней что замечательного? Наши монеты, российские, — это не монеты. Потому что рубль, всадник на коне, и все — никакой эстетики.
Всего в Омске, по словам коллекционера, нумизматикой и фалеристикой занимаются около 200-300 человек. В ДК «Современник», к примеру, существует клуб коллекционеров, где они обмениваются монетами, покупают новые. Такие клубы работают в каждом городе России, и почти во всех Николай Анатольевич был.
— Сейчас я не могу себе этого позволить, но все равно иногда вырываюсь в Свердловск, Новосибирск, Тюмень, Красноярск.
Времена меняются, значки для массового покупателя уже не выпускают — не окупается. Что ж, тем ценнее становятся коллекции.
ЖИЗНЬ В РОЗОВОМ ЦВЕТЕ
В Россию роза попала только в XVI веке и вначале была достоянием лишь царского двора. Украшением садов она стала при самодержце Петре, и особенно при императрице Екатерине Второй. Но и сегодня, когда, кажется, любой человек может вырастить их у себя на подоконнике, цветы эти продолжают удивлять.
Миниатюрные розы в городе появились совсем недавно. Занимались их разведением в теплице Шинного завода и в «Декоративных культурах». Но и там можно было найти только цветы двух-трех сортов. В основном же розы доставляли из Бельгии и Голландии.
Владимир Бутенко, купив один цветок пять лет назад, попробовал вырастить такой же. Получилось. Теперь у него своя теплица, заставленная цветами 16 сортов.
— Почему именно розы? Потому что нравится мне этот цветок. А миниатюрная роза просто, мне кажется, больше умиления вызывает: маленький кустик, компактный…
На заботу о цветах уходит все свободное время, ведь поливать и подкармливать розы нужно вовремя — только тогда они будут красиво и долго цвести. Помогает цветоводу вся семья:
— Кто-то пропалывает, кто-то рассаживает… Под моим чутким руководством.
К «Флоре-2006» Владимир подготовился основательно: вырастил хоть и не миллион роз, но тоже немало — четыре сотни цветов.
— В принципе, люди сами интересуются. Те, что брали у меня розы в прошлом году, уже приходят, ищут, добирают те сорта, которых у них нет. Вот так… растем.
О чем жалеет удачливый цветовод, так это о том, что праздник заканчивается слишком быстро: «Хотелось бы, чтобы времени было больше». Появилась у Владимира и такая мысль: неплохо было бы организовать что-то вроде постоянной «Флоры» — места, где садоводы могли бы собираться, обмениваться сортами и покупать сопутствующие товары.